Хотя на самом деле все далеко не просто, прежде всего по «Батькивщине»,
которая за годы существования в украинской партийной тусовке приобрела
стойкий иммунитет к логике и критике, даже ценой периодического сужения
рейтинга до нескольких железобетонных процентов. Связи между каховскими
белосердечными партайгеноссе и готовым унаследовать фактический контроль
над областной организацией Владиславом Мангером достаточно очевидны, как карт-бланш последнему со стороны самой Юлии Тимошенко. Что до «Самопомощи», позиции ее депутатов слабее: потеря координации с негласным клубом «олигархов» из-за отъезда Александра Таранишина сделала этих далеких от крупного бизнеса с одной стороны, свободными с
другой – уязвимыми. Практика показала, что их формальная коллега Лилия Дроздик не способна выполнять координирующую роль, именно поэтому, а вовсе не
из чувства ностальгии, обязанности директора большинства продолжает
выполнять давно перешедший в областной совет Павел Филипчук.
Большинству, состоящему из «Оппоблока», «Батькивщины», «Самопомощи», Союза левых сил и «Видродження» (23 депутата из 34) не позавидуешь. Во-первых, на самом деле их все же 22, потому что депутат от «Батькивщины» Виктор Пархоменко вовсе не стремится подыгрывать коллегам в их антимэрских начинаниях. А это значит, что необходимых двух третей голосов для преодоления вето городского головы или даже его снятия с должности у большинства нет. Кроме того, большинство невозможно официально оформить из-за опасения скандала всеукраинского уровня (все помнят судьбу партийцев из Кривого Рога, распущенных и вдогонку обозванных своими лидерами). Невозможно голосовать за проверенные кадры, осевшие в «Оппоблоке» – по той же причине. Фактически в арсенале остается только деструктив, как и у мэра с его вето. Деструктив 9 месяцев заключался в неголосовании за исполком и заместителей, в замораживании бюджетных назначений, осваиваемых учреждениями, руководимыми ставленниками и союзниками городского головы – городским отделом образования и КП «Каховская транспортная компания».
И хотя на 17-й сессии присутствующие единогласно (включая самого кандидата) поддержали назначение первым заместителем мэра радикала Олега Кожемякина, данное завершение компромисса однозначной победой головы не кажется. Да, в условиях падения рейтинга БПП мэр вырвался из тесных рамок ставленника одной партии, но лишь формально. Дело даже не в том, что радикалы областного уровня подали пример безболезненной для своей совести смены союзников, а в том, что не прошло и минуты после избрания, как Кожемякин поучаствовал своим голосом в отмене поддерживаемого его новым начальником решения исполкома о повышении тарифов на вывоз мусора. Таким образом, говорить о полноценной исполнительной команде все также не приходится, а назначение, как и предшествующее избрание Лилии Дроздик, учитывает только политические расклады, но не повышает эффективность местного самоуправления.
Главная же проблема в том, что по прошествии 10 месяцев после выборов город продолжает жить без утвержденного исполнительного комитета. По Закону о местном самоуправлении, его полномочия сохраняет прежний состав. При этом нарушая сразу два положения того же закона: ч.9. ст.51 «До складу виконкому не можуть входити депутати відповідної ради» (в его состав по прежнему входит депутат, и до недавнего времени тоже с нарушением этого закона первый заместитель городского головы Павел Пуляев); и ч.3. ст.51 «Виконком ради утворюється у складі … заступників міського голови…» - Олег Кожемякин в связи с отказом депутатов в очередной раз поддержать проект решения о персональном составе исполкома, уже полтора месяца как не может туда войти.
Очевидно, сложившаяся патовая ситуация вполне устраивает ту часть каховского крупного бизнеса, которая давно удерживает контроль как за городской политикой, так, с недавнего времени, замахнулась и на областной уровень. Общий рост недовольства избирателей государственной социальной политикой неизбежно скажется на представителе партии власти – мэре. А в условиях раздражения мало кому захочется разбираться, кто там кому мешал работать. Время работает против Андрея Дяченко.
В отличие от херсонских коллег из «демократических» партий, недальновидно против воли своих партий поддержавших в первые заместители херсонского «Павла Пуляева», тоже опытного и грамотного управленца, но с доставкой титушек на антимайдан в пассиве, каховчане, во-первых, действуют в полном согласии со своими парторганизациями, во-вторых, экс-регионалов формально не поддерживали. Ну а для неприятия самого мэра и его выдвиженцев может быть десятки причин, никак партийные программы «Батькивщины» и «Самопомочи» не нарушающих. Поэтому отзывать их «по народной инициативе» за нарушение программ не получится. Единственный способ для мэра исправить ситуацию – это спровоцировать безоговорочное нарушение депутатами закона о местном самоуправлении в частях 3 и 9 статьи 51 – внести изменения персонального состава исполкома (Кожемякина вместо Пуляева). Без замены прочих членов. А когда большинство традиционно вопрос не поддержит, воспользоваться ч.1. ст.37 того же закона «Підставами для відкликання виборцями депутата місцевої ради можуть бути: 1) Порушення депутатами положень Конституції і законів України, що встановлено судом» . После голосования подать в суд о признании бездеятельности городского совета по изменению персонального состава исполкома противоправной, получить единственно возможное в такой ситуации удовлетворение иска, а дальше исполнить процедуру народной инициативы, для чего понадобится участие 318 горожан (именно таков по результатам выборов оказался размер избирательной квоты, что превышает как число голосов, собранных любым из претендентов на вылет из рады (от 39 голосов у Александра Глущенко до 102 у Людмилы Бендебери), так и число минимально необходимых по закону участников собрания по отзыву (300 человек). При этом из-за сомнительности положительного решения по итогам представления территориальной комиссии со стороны центрального органа «Батькивщины» есть смысл ограничиться подобной процедурой лишь в отношении депутатов от «Самопомощи». Кроме того, важно не просто исключить одних, но и посмотреть, кто займет их место. Если вместо трех «бело-сердечных» (исключая неприкосновенного первого номера) зайдут три предпринимателя, то из 5 новых самопомичан (отсутствие первого номера сыграло с ними злую шутку), четверо представляют медицинскую и образовательную отрасли, довольно лояльные по определению к мэру. И лишь один, Александр Филимонов, работает в «олигархической» компании «Дрим-тим». Увеличение числа лояльных мэру депутатов с 14 до 18 (или даже 17, если без батькивщиновца Виктора Пархоменко), с учетом голоса самого Андрея Дяченко, позволит ему и его команде располагать пусть минимальным, но большинством из БПП, РПЛ, УкрОПа и обновленной «Самопомощи». И нести полную ответственность как за свои предвыборные обещания, так и за состояние городского хозяйства.
Кстати, не могу не высказать некоторого удивления одним моментом. Если в Херсоне городской голова занимается трудоустройством в коммунальные предприятия депутатов из нелояльных ему фракций, вольно или невольно провоцируя тех на тушкование, то Дяченко осчастливил, наоборот, своих однопартийцев Анатолия Перчица и Владимира Федченко. Вот и думаю: то ли сему виной принципиальность каховского головы, то ли ставки в игре со стороны его оппонентов намного выше каких-то там «Водоканалов» и «Котельщиков»?