Херсонец Дементий Белый - личность на Юге Украины известная. Еще десятилетие назад тщательный историк и архивист, стал на нелегкую тропу формирования основ гражданского общества в регионе. Возглавил местную ячейку Комитета избирателей Украины (КИУ), основал сайт «Политическая Херсонщина» и стал его главным редактором. Выиграл суд против депутата горсовета Херсона от Партии регионов Виктора Шевчука из-за нарушения журналистских прав во время ежегодного отчета мэра Херсона. С Дементием накануне выборов решили пообщались журналисты Института массовой информации (ИМИ) на тему количества «джинсы» в региональных СМИ и ее влияние на независимый статус журналистики как таковой.
- Дементий, по всей Украине перед выборами увеличивается количество политических заказных материалов. Или в Херсоне так же это заметно, и пытается кто-то с этим явлением на местном уровне бороться?
Понятно, что «джинса» - это обычное явление для местной прессы. Это способ их заработка, они ждут выборов, чтобы немного заработать. Именно Закон о выборах и подталкивает это делать. Что такое «джинса» согласно закону о выборах? Это политическая реклама. Некоторые указывают, что это политическая реклама, некоторые нет.
- Вот передо мной два номера областной газеты «Новый день», возглавляет которую член всеукраинской комиссии по журналистской этике Анатолий Жупина. В обоих номерах даже на тех же местах «джинса» кандидатов в нардепы Алексея Журавко и Екатерины Самойлик. Конечно, не маркированы. Впечатление такое, что подобным образом они будут использовать полосы до самого конца октября ...
Фото: примеры "джинсы" в газете "Новый день" от № 33 (сверху) и №32 текущего года.
Так оно и будет. Все места уже выкуплены, и тут я вижу даже проблему для других кандидатов. Обозначают рекламу как политическую сильнейшие в моральном смысле редакторы. Есть в райцентре Новотроицк главред местной газеты «Трудовая слава» Валерий Горобец, который является членом правления Национального профсоюза журналистов, а газета считается одним из лучших в Украине среди подобного масштаба. Он не боится ставить такую отметку. Однако в большинстве районных газет Херсонщины такого нет. Один из кандидатов в народные депутаты Сергей Хлань тот же материал ставит в Новотроицком газете, там отметка стоит, в другой газете тот же материал уже как «авторский». То есть, на районном уровне все зависит от силы воли редактора.
- Но на редактора давят как районные власти, так и штабы партий?
Конечно, штабы партий не желают видеть такой отметки, потому что люди отметку «реклама» воспринимают с опаской. До выборов большинство материалов шло без маркировки. О Журавка, о Самойлик, о Королевской - идентичны материалы во всех районках.
- А как собственно рядовые жители Херсонщины воспринимают «джинсу», понимают, что это проплаченные материалы? Например, предоставляя для ИМИ эти вот номера «Нового дня» житель г. Берислава вчера сказал: «Я забыл, что этот год будет избирательным, и поэтому подписался на газету. Почему я должен читать в каждом номере эту дурь»?
На мой взгляд, в большинстве не понимают. Существует доверие к печатному слову, и она остается. А если бы этот человек не подписалась эту газету, то ему бы эту или другую доносили бесплатно. Хотят или не хотят жители области, им или заносить, или подписывать будут газеты с соответствующим содержанием.
- Или в телевидении такая же ситуация?
Наш центр Комитета избирателей начал две недели назад производить мониторинг по Чекмышеву, это Комитет равных возможностей. Мы анализируем местные телепрограммы, газеты, фактически начали это делать системно. Местное телевидение вообще без денег никогда ничего не показывало. Если кто-то хочет, чтобы был репортаж о его событие, рассылки не действуют, - по сравнению с тем, чтобы за это заплатить деньги. Сюжеты об акциях КИУ иногда выходят, хотя мы деньги не платим принципиально. Когда мы приглашаем официально, часто можно получить отказ. Сначала говорили: «Понимаете, надо платить ...» Мы им: а посмотрите на нашу тему, может вам это же будет интересно. В большинстве случаев телевидение не приходит. Но если они знают, что будет присутствовать представитель местных властей, они появляются. Или когда по плану Партии регионов сказано, что нужен сюжет о «честные выборы», то тогда можно надеяться увидеть телевидения у нас на акциях.
- На момент Оранжевой революции в области действовало несколько независимых изданий. Сегодня если они существуют, чувствуют давление со стороны власти и в чем он проявляется?
В Херсоне и Новой Каховке [второй по величине город области - ред.], Каховке есть несколько газет, которые могут иметь определенную редакционную политику. Зато абсолютное большинство районных средств массовой информации это коммунальные СМИ, или же - как в Голой Пристани, две газеты: горсовета («Родная Пристань») и райсовета с райадминистрацией («Голопристанский вестник»). Большинство из них приносят на вычитку к председателю РГА. Несколько дней назад я ездил по восточным районам области, и господин Горобец рассказывал, что их газета право не проходить цензуру в районной власти получила с боями шесть лет назад. Большинство же редакторов вынуждены это делать. Некоторые районные газеты даже не продаются, - распространяются по подписке. В таких изданиях говорить о какой-то редакционную позиции нет смысла.
Хотя в этих газетах также политическая реклама Королевской, объединенной оппозиции, независимых кандидатов. Мне рассказали случай из Нижних Серогоз, редактор, которая просила ее не называть, когда в газете вышла политическая реклама, даже обозначена, упомянутого мною Хланя, - ее вызвали к председателю райгосадминистрации, и она выслушала упреки, на каких правах она посмела эту политическую рекламу без ведома властей печатать. Областные издания - «Гривна», «Новый день», «Вгору» давления не чувствуют, потому - на мой взгляд - они финансово независимы, имеют имя и репутацию. Власть за прошлые годы научилась с ними не воевать. Валерий Боянжу, главный редактор «Гривни» в своих авторских колонках сообщает: «Мы предупреждаем, что вскоре в газете будет много политической рекламы. Мы предоставляем свои страницы для всех субъектов [политического процесса], но это их точка зрения, которую мы можем не разделять ».
Если суммировать, большая часть журналистов на местах журналистами не являются, - они являются работниками райгосадминистраций. Другая часть привязана к необходимости зарабатывать. Они не могут зарабатывать обычной рекламой, поскольку у нас депрессивный регион. Ни одна газета не имеет за спиной магната, который бы ее финансировал. Единственный выбор который перед ними стоит - это обозначать или не обозначать буквой «Р» эту рекламу. Три областные газеты могут позволить себе критиковать власть, но за конкретные дела. Они способны на сбалансированную позицию. Поскольку население настроено к власти критически, то такая критика воспринимается «на ура».
Беседовал Роман Кабачий, ИМИ