Ленур Ислямов: будем бороться и освобождать Крым
«Гражданская блокада» Крыма и глава ее штаба Ленур Ислямов осенью 2015 года смогли вернуть Крым в международную повестку дня. И стали объектом пристального внимания общественности и СМИ – как не признающих аннексию полуострова Российской Федерацией, так и приветствующих «возвращение его в родную гавань».
Журналист одного из российских СМИ Татарстана подготовил вопросы для Ленура Ислямов и передал их корреспонденту Крым.Реалии. Глава штаба блокады согласился на такой «эксперимент» и рассказал о своем видении акции для тех, кто осуждает ее проведение. (Еще раз подчеркиваем, к формулировке вопросов Крым.Реалии отношения не имеют).
– Вы лишили Крым электричества, возможно, организуете несколько террористических атак в Крыму... В чем цель блокады – вернуть Крым, отомстить или вражда?
– Этот вопрос, действительно, человека, промытого российской пропагандой. Меджлис, а тем более, Курултай, и я как один из членов национального движения никогда террористами не были. Мы все в мирное время были бизнесменами, врачами, учителями, Чубаров – вообще архивист, самая мирная профессия. Что может быть больше?
Я думаю, для вас не будет секрета в том, что Крым – это крымскотатарская земля. Это наша земля, земля крымцев. И поэтому, когда мы устраиваем блокады, в том числе энергетические, и говорим про Крым, имеем на это полное право.
Мы получали неоднократные сигналы о том, чтобы Украина начала возвращать Крым. Все эти полтора года. Пока бездействовали, пока ждали, что кто-то придет, постучится в дверь и вернет нам Крым, и скажет: вот вам, крымским татарам, Крым, вот вам государственный флаг, вот вам флаг автономии, давайте живите. Не будет этого. Как и не будет в Татарстане этого никогда. Есть свой казанский сценарий. Но нам даже по этому казанскому сценарию пойти не дали. В «российском» Крыму нас ждет полная ассимиляция либо полное уничтожение. Всех тех, кто будет сопротивляться этому, ждет или 101-й километр – это вот сюда. Или тюрьма. Ахтем Чийгоз, Мустафа Дегерменджи, Али Асанов уже сидят в тюрьме за собственную позицию. Здесь, в Украине, вы можете быть депутатом и не вставать при гимне Украины, говорить, что вам Россия не враг, и вас никто тут за это не сажает.
Своими действиями и блокадой мы вернули Крым в медийную плоскость. Мы показали всем проукраинским людям в Крыму, что идет настоящее движение за освобождение Крыма. А освобождение Крыма может быть только определенными действиями, в том числе и такими, может быть, жесткими в чем-то. Но действиями оправданными. Если оккупант захватил территорию, пусть он обеспечивает ее население и жильем, и питанием, и медициной, и всем остальным. Почему мы должны торговать с тем государством, которое оккупировало нашу землю и держит в заложниках наших родственников, детей и близких?
– Почему ультраправые украинские силы на вашей стороне? Не должны ли они ненавидеть всех, кроме украинцев?
– Мы вообще не делим людей ни на правых, ни на левых. На сегодняшний день украинец – это даже не национальность, это мироощущение. «Украинец» тождественно понятию «свободный человек». Это человек, который борется за свободу. Свободу вероисповедания, свободу слова, которую сейчас отняли у крымских журналистов и, тем более, у российских. Мы этими правами здесь обладаем, и поэтому мы за это будем бороться. Будем бороться и освобождать Крым.
Поэтому для меня даже не совсем понятен вопрос: ультраправые или ультралевые – это люди, которые чувствуют себя так же, как себя чувствуем мы. Все. Для нас они – патриоты Украины.
– Почему Путин – со своей геополитикой в отношении Крыма (который этим добился того, что НАТО отодвинуло свои ПРО от границ и США перестали хотя бы на время мечтать о военной базе в Севастополе) – глупый, а ваш президент-олигарх (по приказу которого тысячи людей погибли в военных действиях, который за полтора года увеличил свое состояние в 4 раза) – ваш друг? Потому что вам не из кого выбирать друзей?
– Вопрос явно с таким намеком... Помните, как Черчиль сказал, что у Англии нет врагов и нет друзей, есть партнеры? У многих почему-то складывается впечатление, что у крымских татар не может быть своей национальной политики. Нет, у нас должна быть своя политика. Говорить о том, что Порошенко олигарх?.. Что в этом плохого, что олигарх?
Он нам не выстраивает вертикальную систему, по который мы должны все блеять в унисон. Мы можем критиковать Порошенко с утра до вечера. И нам за это ничего не будет. Вы попробуйте покритикуйте Путина в России! Попробуйте что-нибудь крикнуть или выйти с одним плакатом. Вы увидите, что разница есть между этими двумя президентами. С одной стороны, есть президент, которого выбрал народ на честных выборах, а с другой, есть диктатор, самодержец, который убивает украинцев. И убивает мусульман в Сирии. И вы это никогда не забывайте, и всегда это помните.
– Может, я ошибаюсь, может, он действительно беспокоится за судьбу страны… Может, кремлевская пропаганда и здесь нас обманывает? Может, и он, как Сталин, послал своих детей на войну, и они воевали в авангарде?
– Мне даже не хочется отвечать, потому что люди, которые это написали, не знакомы с ситуацией не только в Украине, но и в мире вообще. И вообще, кто есть мистер Путин на сегодняшний день? Для украинцев уже давно ответ найден. Если для них он не найден, пусть почитают украинские СМИ.