То, о чем так громко заявляло Правительство в начале этого года, снова откладывается. Денег, которые планировали получить от приватизации, нет и не будет. Сейчас это стало окончательно понятно.
А ведь, когда только прозвучали эти смелые заявления, их утопичность предрекали многие эксперты. Скептически по поводу возможности эффективного наполнения госбюджета за счет продажи частникам основных бюджетонаполняющих предприятий Украины высказывался и Владимир САЛЬДО.
По поводу нынешних “результатов” правительственной приватизационной инициативы он говорит следующее:
“Оценивать приватизационные шансы следовало, отбросив политические составляющие. Эффективной здесь может быть только чистая экономика.
Без сомнения, есть объективные причины, препятствующие наполнению бюджета от продаж таких крупных предприятий, как, например, «Одесский припортовый завод», все морские и речные порты Украины, в том числе и Херсонский, «Центрэнерго», областные ТЭЦ и т.д.
Оправдываясь, правительственные мужи сейчас говорят, что это, в первую очередь, связано с несовершенством украинского законодательства и необходимостью пересмотра некоторых методик определения эффективной цены госсобственности. Но ведь, когда вы принимали решение о тотальной продаже всего госимущества, законы и методики были такими же. Почему прозрели только сегодня, когда очередной “прокол” вылез наружу? Сразу было понятно, что в состоянии, в котором находится сегодня оценочная база, получить реальную цену невозможно. А пополнять бюджет, выплачивать социалку, пенсии, зарплаты нужно. Сколько же для этого нужно “продавать”? Опять речь идет не о развитии, не о строительстве, не о созидании и создании новых эффективных источников. Все заработанное государством снова уйдет или на проедание, или на выплату долгов, или в чьи-то конкретные карманы.
Что толку, если Херсонскую ТЭЦ, которую не раз уже пытались приватизировать, продадут. При высокой цене продажи ее никто не захочет покупать. Если снизить цену, ничего не получат ни бюджет, ни город, ни люди. И где гарантия, что новый частный собственник не установит тариф, выгодный для “отбивания” потраченных на покупку денег. При этом его вряд ли будут беспокоить качество теплоносителя и возможности людей платить за него. Хотя монополистом он останется. Ведь ТЭЦ отапливает более половины Херсона, и альтернативы этому предприятию в городе сегодня нет.
Или Херсонский морпорт – ровесник города и одно из основных бюджетонаполняющих предприятий многие десятилетия. Оно находится в центре, его мощности связаны с инфраструктурой города напрямую: грузы на перевалку везут по дорогам, которые при этом разбиваются. Хоть копейка от его возможной приватизации попадет Херсону? Вряд ли. А вот договариваться с частником о содержании и ремонте городских сетей, задействованных в работе порта, будет намного сложнее, чем с государством.
В Правительстве амбициозно обещали, что от продажи госимущества бюджет получит в этом году 17 миллиардов. Но только сейчас Фонд госимущества открыто подтвердил абсурдность этих заявлений. Там отметили, что, в лучшем случае, найдется покупатель только двух объектов в Киеве – Президент-Отеля и ТЭЦ, и цена сделки - не более 1 млрд грн.
Это, по сути, манипуляция мнением людей. В Кабмине провал с приватизацией пытаются преподнести как свой успех. Говорят, что теперь они получили возможность подготовиться к торгам в будущем году на порядок качественнее.
На самом же деле причина, по которой «большие» объекты в этом году продавать не будут, совершенно другая. Дело в том, что политики так и не сумели договориться с основными экономическими игроками.
Кроме того, осенью ожидается смена состава Кабмина. Следовательно, следует ожидать и политических изменений в государственной стратегии. В какую сторону мы пойдем после местных выборов, сейчас не берется судить никто.
В этом-то и состоит большая проблема Украины. В развитых европейских странах выборы и смена политических элит не влияют на стратегические направления развития государства. Они задекларированы, и каждая из политичских сил, пришедших к власти, должна лишь эффективно их реализовывать.
Получается, за нее голосуют снова, не получается – общество выбирает политиков, способных развивать страну”.