Убрать из закона норму, обязывающую Кабинет Министров, во-первых, согласовывать тарифы, установленные государством, а, во-вторых, одновременно с согласованием - представлять на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в Госбюджет с указанием источников возмещения разницы между установленными государством и экономически обоснованными тарифами предложил Президент. И парламент поддержал это предложение.
Но как из законодательства страны по предложению Гаранта Конституции могла быть исключена норма, хоть как-то снимающая тарифный груз с людей, и почему об этом молчат центральные СМИ?
За разъяснениями мы обратились к мэру Херсона в 2002-2012 годах, народному депутату Украины VII созыва Владимиру САЛЬДО.
«Честно говоря, я сам поражен. Всегда правило было такое. Если тариф, покрывающий расходы предприятия на предоставление услуги, очень большой, государство в лице Национальной комиссии регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг устанавливало тариф, подъемный для населения – более низкий. А разницу между этим более низким тарифом и экономически обоснованным компенсировало из государственного бюджета. Это была специальная субвенция из госказны на места.
Принятым по предложению Президента на прошлой неделе законом Нацкомиссию, регулирующую и устанавливающую тарифы, сделали независимой – ни от кого. С Кабмина сняли ответственность. Он теперь ничего никому не обязан согласовывать. И убрали норму, обязывающую государство проводить компенсацию тарифной разницы. Все. Потому что так хотят МВФ и Мировой банк. Об этом Президент прямо говорит в пояснительной записке к своим Предложениям», - прокомментировал Владимир САЛЬДО.
Экономическую логику руководителей страны, возможно, и можно понять.
Ну зачем лишний груз госбюджету, когда можно легко переложить его на плечи населения. Причем, ответственность с себя снимают все: и Нацкомиссия – с теперь уже огромными полномочиями, и Кабмин, с которого эти полномочия сняты, и Президент, имеющий теперь возможность все «грехи» валить на независимого и никому не подчиняющегося регулятора.
В погоне за получением очередного транша МВФ, Президент прямо говорит, поясняя свои “тарифные” предложения.
“Как известно, в настоящее время в Украине проводятся структурные реформы, направленные на снижение бюджетного дефицита, реформирование системы тарифообразования в сферах энергетики и коммунальных услуг с целью поэтапного приведения цен на газ и тепловую энергию до уровня, покрывающего экономически обоснованные расходы для всех категорий потребителей, до апреля 2017 года, и достижения безубыточности деятельности Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины".
Следует также отметить, что Украиной взяты обязательства в рамках сотрудничества со Всемирным банком, Международным валютным фондом. В контексте таких обязательств должно быть обеспечено установление экономически обоснованных тарифов, в связи с чем предусмотренный Законом механизм компенсации разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги не будет задействован”, - это дословная цитата из Поянительной записки к законодательным изменениям, подписанная лично Президентом Порошенко.
Но, как отмечает В.Сальдо, замалчивается еще один факт, который станет последным выстрелом в тарифной теме. Последним, потому что после него никто не сможет даже поднимать вопрос о завышенности тарифов. Политик рассказывает, что на рассмотрении в парламенте сейчас находится законопроект № 2670, внесенный Кабинетом Министров, которым предлагается ввести единый подход к тарифообразованию в ЖКХ.
В чем единство этого подхода? Да в том, что этот кабминовский законопроект запрещает установление тарифов в размере ниже экономически обоснованных расходов. И объясняет, что в связи с этим не нужно какое-либо возмещение разницы между установленными для населения и экономически обоснованными тарифами.
Так что если еще вчера какая-то комиссия из группы нардепов, пусть даже и не без стремления к лишнему пиару, но пыталась доказать, что тарифы в Украине завышены. Уже завтра этих возможностей не будет ни у кого. Закон запретит любую полемику в тарифной теме. А Нацкомпослуг с непомерными и никому другому неподвластными полномочиями будет устанавливать такой тариф, какой будет выгоден. Но не людям.