Вечером 29 февраля милиция задержала двух студентов Херсонского национального технического университета Андрея и Артема, которые расклеивали листовки с изображением Виктора Януковича и банальной констатацией факта, что Президент нашей страны в свое время сидел в тюрьме.
Собственно вот текст листовки: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Президент которой бывший зэк».
На мой взгляд, как-то запоздало, узнали ребята этот факт и решили поделиться этим открытием с жителями города. Но, имеют на свое желание рассказать миру, на самом деле полное право, так как им статья 34 Конституции Украины гарантирует свободу и мысли, и слова, и право свободно же распространять информацию устно, письменно или другим способом (например, клеить листовки). Здесь все ясно. Хотя, на самом деле, ребята успели наклеить только одну листовку и тут их задержали.
Далее события приняли совершенно неожиданный поворот. Милиция у студентов изъяла листовки и мобильные телефоны. Мобильные телефоны так ребятам и не отдали. Про листовки я даже просто молчу. После этого ребят доставили в Днепровское РОВД. В милиции на протяжении нескольких часов у студентов брали письменные объяснения по поводу того, как они осмелились на свободу мысли, слова и распространение открытой информации.
Когда выяснилось, что ребята скачали и распечатали из Интернета несколько листовок, доблестные милициянты вызвали в ночную пору сотрудников СБУ. Наши охранители государственной безопасности вместо того, чтобы послать не в меру ретивых милиционеров патрулировать улицы Херсона, приехали в Днепровское РОВД на ночь глядя, и продолжили допрос студентов. Двух двадцатилетних ребят допрашивали шесть (!) сотрудников правоохранительных органов. Потом, этих сотрудников посетила счастливая мысль осмотреть место жилья студентов на предмет наличия копировальной техники, то есть принтера и компьютера и еще Бог знает чего. Обычным людям надо пояснить, что осмотр жилья называется обыском. В нашем правовом государстве обыск проводится только по решению суда, поэтому сами делайте выводы об адекватности сотрудников милиции и СБУ.
Пришли эти «правоохранители» с незаконным обыском в студенческое общежитие, где проживал один из расклейщиков листовок Артем.
Теперь представьте реакцию администрации общежития, вахтеров, студентов, когда к ним ввалились доблестные охранники государственной безопасности и стали все осматривать. Они были настолько напуганы, что и через три дня при фамилии Артема, вахтеры начинали тревожно дергаться, вызывать коменданта, а тот - беспокойно звонить в деканат и спрашивать, что теперь им делать, потому, как к Артему пришли незнакомые люди. Это я рассказываю впечатление о своем визите в общежитие через три дня после описываемого «внешнего осмотра», когда я пытался найти Артема, так как мобильный телефон у парня забрали, и связаться с ним не было никакой возможности. Кстати, с Артемом до сих пор не удалось связаться пока никому из представителей общественности.
Надо отметить, что комендант и сотрудники деканата меня еще долго убеждали, что Андрей и Артем – хорошие студенты, прилежно учатся, положительные, ну, вот «пошалили», с кем не бывает?
В общем, по словам мамы одного из пострадавших студентов, первая часть этой канители закончилась лишь в четыре часа утра 1 марта.
Вторая часть продолжилась вызовом ребят на допрос.
На допросе студентов проинформировали, что против них возбуждено уголовное дело за – внимание – групповое хулиганство, то есть «грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, что сопровождалось особой наглостью и исключительным цинизмом». Данная статья предполагает немного не мало, а четыре года лишения свободы. И пока следствие будет идти, с них берется подписка о невыезде. Представьте реакцию ребят. Представьте реакцию их родителей, преподавателей.
Не знаю, куда бы завела ретивость милиции, если бы не два счастливых обстоятельства.
Первое: об этом факте узнал один из местных журналистов, специализирующийся на «эксклюзивчиках» из внутренних дел. В свойственной авторской манере, журналист посмеялся над злоключениями студентов, назвав их гражданский поступок « игрой в подпольщиков», благодаря которой «они отыскали на свои головы целый ворох неприятностей». А отношение милиции к выражению ребятами своей гражданской позиции журналист, естественно, охарактеризовал как «крайне серьезным» и «вдумчивым».
Журналист же взял комментарий и у ректора вуза, где учатся студенты. Ректор приоткрыл завесу размаха деятельности правоохранителей. Он сказал, что уже знает о задержании студентов, видел листовки, которые они расклеивали. Ректор здраво оценил ситуацию, отметив, что не будет наказывать студентов: «тиражированием и расклейкой листовок они занимались во внеучебное время, наказывать их по нашей линией не за что».
И после этого выдал совершенно дикую фразу: «Однако, если суд признает их виновными и осудит пусть даже к условному наказанию, из университета оба будут отчислены - нам инженеры с судимостью не нужны».
После этих ректорских слов сразу возникло два вопроса: вопрос первый. Получается, президенту с судимостью за уголовные преступления можно управлять страной. А молодому парню с судимостью за гражданские поступки – быть инженером – нельзя?
И вопрос второй. С каких пор судимость у нас является причиной к запрету на получение высшего образования?
Но вернемся ко второму счастливому обстоятельству – мама Андрея решила попросить помощи в общественной приемной одной из политических сил, а сын – у правозащитников. Так, информация стала гласной и стали известны контакты по крайне мере одного из ребят.
Далее начинается третий акт этого действа. Наконец-то, публичный.
Новость о неадекватности херсонской СБУ и милиции мгновенно облетела весь Интернет. Возмущение даже простых пользователей Сети было неподдельным и сильным. Ребят стали разыскивать, составлять коллективные планы помощи, планировать ответные меры, распространять информацию, звонить, писать, готовить публичные запросы, коллективные заявления.
Можно констатировать, что нерадивые милиционеры и представители политического сыска своими непродуманными действиями просто кинули камень в улей с пчелами, плюнули в лицо думающей Украине. Ведь мы то все прекрасно знаем, что высказывать свое мнение – это не играть в подпольщиков, это нормальная практика в любой цивилизованной стране. Клеить листовки – это нормально. А вот забирать мобильные телефоны – это воровство. Проводить многочасовые допросы, незаконные обыски, запугивать, - это преступно и подло.
Ситуация еще не разрешилась. Если с одним из парней уже налажена связь через его маму, то со вторым пока так и не удалось встретиться. И что с ним сейчас происходит, в каком он сейчас состоянии, после дикого давления на него – просто тяжело себе представить.
Что предпримет власть в этой ситуации так же пока непонятно. Но уже сегодня они пытаются дезавуировать действия своих подчиненных. Так, начальник сектора общественных связей областного управления МВД Елена Ренкас заявила, что никакого уголовного дела не было, хотя ребят задержали, взяли письменные объяснения и отпустили.
Задачи общественности в этом вопросе простые:
во-первых, добиться прекращения преследования ребят за их гражданский поступок. Во-вторых, наказать виновных в превышении своих служебных обязанностей. В-третьих, добиться того, чтобы наша политическая охранка и милиция знали, что в нашей стране каждый может свободно выражать свои политические взгляды. А преступлением является запрет на свободу слова.
История эта еще не закончилась, но уже понятно, что граждане, которые хотят проявить свою общественную активность не должны действовать в одиночку. Перед тем, как идти на акцию – надо подумать о своей безопасности. Как минимум, создать профиль в «Фейсбуке» или «вКонтакте» и пользоваться им, как максимум, взять с собой телефоны общественных приемных политических партий и общественных организаций. Или обратиться к ним за помощью в экстренном случае.
Телефон общественной приемной Херсонской областной организации КВУ 0552 325-026
Дементий Белый, журналист, председатель Херсонского областного отделения Комитета избирателей Украины
"Политическая Херсонщина"