В любом вооруженном конфликте освещение темы потерь - один из наиболее деликатных моментов. Характер освещения данного вопроса очень четко показывает - на чьей стороне правда.
Из-за спровоцированного и старательно раздуваемого Россией конфликта на Донбассе более четырех месяцев гибнут люди. Счет жертв суммарно идет на тысячи. Среди погибших - сотни украинских военных и мирных жителей, а также масса террористов, в том числе - российские наёмники и военнослужащие.
Российская Федерация делает всё возможное, чтобы и дальше разжигать войну. Сводки из зоны АТО пестрят сообщениями о том, что со стороны России ежедневно ведутся артиллерийские обстрелы украинской территории, поступает подкрепление террористов, идут поставки вооружения, боеприпасов, медикаментов и провизии. При этом Москва полностью отрицает свою причастность к военным действиям на Донбассе, утверждая, что этому нет никаких доказательств.
Доказательства российского участия, безусловно, есть. Основная масса из них косвенные. Но есть и прямые. В частности, несмотря на прилагаемые Кремлем усилия, поступает все больше подтверждений тому, что Россия поставляет в Украину боевиков и увозит обратно тела убитых.
Российские СМИ с большой неохотой и нечасто публикуют короткие материалы о своих погибших соотечественниках в Украине. Невольно возник вопрос: «неужели российское руководство не читает этих сообщений?»:
«Житель Пермского края А.С., уехавший в апреле воевать на Украину на стороне ополченцев, погиб 5 августа в бою под Луганском», «В Югру - в Нижневартовск, доставили тело М.К., погибшего под Донецком», «Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг сообщил, в Псков прибыл первый «груз-200». (В Пскове дислоцируется 76-я псковская дивизия ВДВ и бригада спецназа ГРУ), «Житель Тольятти К. погиб в боях под Луганском сражаясь на стороне ополченцев Новороссии на Украине», «Сегодня в Балашове Саратовской области прошли похороны И.Е., погибшего в бою в Луганской области на Украине», «47-летний житель Воронежа П.З. погиб на Юго-Востоке Украины в конце мая», «Москвич И.К. погиб в донецком аэропорту».
Это далеко не все выдержки из открытых источников. Еще больше сообщений - в социальных сетях.
В российских городах гражданские панихиды собирают сотни друзей и близких погибших, которые ищут ответ на главный вопрос: А ради чего он погиб? Вопрос больше адресован российскому руководству, на которое оно боится дать вменяемый ответ. Вот почему российская пропаганда всячески обходит стороной темы, связанные с гибелью террористов - российских соотечественников. Патриотизм и терроризм - несовместимые понятия и российская пропаганда здесь бессильна.
По имеющейся информации, в некоторых воинских частях России (Псков, Воронеж) чтят погибших сослуживцев, разместив их фотографии на соответствующих стендах. Однако в открытых источниках сведений об этом не найти.
Показательным примером в этой связи является новая страница российского пропагандистского портала «ukraina.ru» под названием «Погибшие за Украину». В ней из упомянутых пяти десятков погибших - только два добровольца из России. Это настоящая интерпретация событий на российский манер - сокрытие имен боевиков на фоне погибшего мирного населения Донбасса.
Информацию о количестве погибших российских террористов в полном виде найти достаточно тяжело. Анализ выборочных данных в СМИ дает противоречивую картину -сведения от сил АТО и руководства донецких террористов могут отличаться в разы. Сообщения о смертях наемников из российской глубинки все реже подаются российскими медиа. Скорее всего, российские пропагандисты предпочитают о них вовсе не говорить, нежели потом «отнекиваться» за приведенные неправдивые данные.
По информации российских СМИ, некоторые открытые источники пытаются манипулировать данными о погибших террористах:
03.04.2014 - В «самообороне» Славянска сообщили о 15 погибших в результате столкновений;
31.04.2014- В г. Красный Луч неизвестные лица в камуфлированной одежде доставили в морг Краснолучского бюро СМЭ 2 трупа со следами огнестрельных ранений;
10.06.2014 - По данным украинской стороны, при атаке блокпоста погибли 40 террористов. А по информации от представителя «ДНР» они потеряли всего одного убитого.
26.06.2014 - В донецком аэропорту по официальным данным погибли 102 террориста.
03.07.2014 - Взорван легковой автомобиль. В нем погибло три террориста.
04.07.2014 - Из числа террористов на Донбассе за последние сутки погибли около 10 человек.
21.07.2014 - После артобстрела Нацгвардия взяла штурмом горисполком, в результате погибли пять боевиков.
09.08.2014 - За время боев на юго-востоке Украины погибли 12 сотрудников Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил России.
Информация разрозненная и не показывает полной картины потерь террористов. При этом всегда нужно помнить, что открытая информация может быть объективной до определённой степени, а в остальных случаях - это манипуляция. В данном случае замалчивание - это один из методов информационной манипуляции.
Более определенные данные приводятся вот в этих сообщениях:
17 мая 2014 г. координатор группы «Информационное сопротивление» Д. Тымчук сообщал о том, что ополченцы готовятся к выводу с территории Украины на территорию России автоколонны с телами своих погибших в боевых столкновениях с украинскими силовиками. Трупов насчитывается несколько сотен.
26 июня 2014 г. вице-премьер «ДНР» А. Пургин телеканалу «НТВ» заявил о тысяче погибших. (Это количество российские телевизионщики пояснили общим числом погибших от мирного населения и от «ополченцев» - еще одна очевидная манипуляция).
Сбором и анализом обобщенной информации в этом ключе занимается международная общественная организация «Группа информации по преступлениям против личности» (IGCP).Эксперты группы с февраля 2014 г.используют официальные данные из разных источников. Буквально каждый показатель о погибших террористах подается в оптимально заниженном значении во избежание факта превышения потерь. Для создания объективного фона, эксперты IGCP рекомендуют использовать коэффициент реальных потерь (он показан в скобках):
С февраля по 27 июня 2014 г. - 529 погибших мирных жителей и участников «ополчения» в Луганской и Донецкой областей (по какой-то причине две категории погибших объединили в одну); 1 по 15 июля 2014 г. - 88 террористов (реальные потери, по всей видимости, превышают эту цифру не менее чем в два-три раза); 15 по 27 июля 2014 г. - 74 террористов (реальные потери, по всей видимости, превышают эту цифру не менее чем в два-три раза); 28 июля по 7 августа 2014 г.- 25 террористов (реальные потери, несомненно, превышают эту цифру, возможно - на порядок); с 8 по 12 августа 2014 г. - нет данных; с 13 по 18 августа 2014 г. - 10 террористов (реальные потери больше на порядок).
Усредненный подсчет показал, что в боевых действиях на Донбассе с февраля по 18 августа 2014 г. погибло как минимум 1100-1700 террористов.
Российская пропаганда всячески уходит от таких данных, их она никогда не признает и не объяснит.
Вместо нее изредка появляются заметки о поддержке ополченцев проплаченной парижской диаспорой, почтении памяти погибших в ходе конфликта казачьими дружинами и российскими непатриотическими организациями, цитируются реплики В.Жириновского, граничащие с сатирой, и бессмыслицы коммуниста Г.Зюганова.
В целом можно говорить о такой тенденции - чем интенсивнее конфликт, чем успешнее действия сил АТО, тем меньше в России данных о потерях со стороны террористов.
До середины июля российские медиа пытались убедить публику, что все убитые наемники, тела которых доставлены на Родину, погибли в бою за Донецкий аэропорт. Со временем использовать эту отговорку стало невозможно, и тема потерь оказалась полностью закрытой.
Объяснением этого может служить тот факт, что число жертв среди российских наемников и военных постепенно приближается к болевому порогу даже для России. По данным группы «Информационное сопротивление», к середине августа силы АТО фактически разгромили основные силы террористов из числа жителей Донбасса и наёмников. И за последние месяцы доля российских военнослужащих, в том числе - солдат-срочников, неуклонно растет. По сути, украинская армия воюет против российской армии. При нынешней интенсивности боев число потерь среди россиян должно идти на сотни.
Украина своих погибших героев не скрывает, несмотря на то, что это очень болезненная тема для общества. Подтверждение этому - мемориальная выставка в Национальном военно-историческом музее, сюжеты о похоронах погибших воинов, мемориальные веб-проекты.
Кремль ведет себя с точностью до наоборот. Тематика возвращения «грузов 200» на родину для российской пропаганды считается несовместимой с общей политической линией России. Пояснить сотни трупов, в частности - среди военнослужащих, при «неучастии» России в конфликте невозможно.
Вячеслав Гусаров, ИАЦ РНБО