- Николай Михайлович, нашу беседу хочу начать с вопроса, который позволю себе назвать «подкожным». Есть немало скептиков, которые ухмыляются при виде билборда со словами «Тільки разом розбудуємо Херсонщину» за вашей подписью, расположенного на руинах кинотеатра «Украина» в центре Херсона. И «юморят»: мол, Херсонщина точно так же «розбудовується», как и это полуразрушенное здание. Можете парировать?
– Легко! Да и вопрос ваш не следует считать, как вы говорите, «подкожным». Во-первых, подчеркну: рад, что есть скептики. В обществе поголовного «одобрямса» жить было бы неинтересно. Наличие здорового, взвешенного, логичного скептицизма меня всегда стимулировало к ещё более активным созидательным действиям. Это ведь интересно – доказывать скептикам правильность своих действий, правильность выбранной линии. Люблю доказывать: немного – на словах, а больше – делом. Уважаю конструктивных скептиков, но прошу не путать их с профессиональными критиканами, профессорами болтологии и кандидатами околовсяческих наук, замечающими в чужом глазу соринку и привычно уходящими от ответственности за любую возложенную на них задачу.
Так вот, конструктивным, здравомыслящим скептикам скажу: «Имеющий глаза да увидит». Что увидит? А увидит непрерывно работающих – пусть пессимисты говорят - на руинах, а я скажу – над реконструкцией «Украины» - людей и мощную технику. Уверен, что самые завзятые скептики ни на йоту не сомневаются: чуть раньше или чуть позже, но отреставрированная, «реанимированная» Украина станет жемчужиной Херсона и приступит к исполнению своих обязанностей. Так вот, теперь проведу параллели и скажу: руку дам на отсечение, что и Херсонщина в масштабе Украины тоже станет жемчужиной!
- Чуть раньше или чуть позже?
- Ну вот, и в вашем голосе слышу иронию и тот же скепсис… Лучше раньше, чем позже? Да, и мне бы этого хотелось. Я ли виноват в том, что мы пытаемся реанимировать, поднять с колен далеко не самый богатый регион далеко не самой богатой страны? Я ли виноват в том, что мы сейчас радуемся каждому восстановленному метру поливных систем, хотя хотелось бы радоваться восстановленным километрам?! Сотни их разворовали несколькими годами ранее. Ломать – не строить: душа не болит? Мы сейчас строим и она болит – не меньше чем у вас, что на всё не хватает ни времени, ни финансов. И тем не менее – спасибо за хороший вопрос о кинотеатре! – мы его разрушили, для того чтобы возродить в новом качестве. И возродим – двух мнений быть не может – в отличие от тех, кто угробил другой херсонский кинотеатр – имени Коминтерна – и в ус не дует. Возродим всё, что необходимо – дайте только время!
Думаете, всем хочется побыстрей, а я всё на тормозах спускаю? Да я, поверьте, больше многих скептиков, хочу, чтобы «чуть раньше», а не чуть позже! Вот у вас есть начальник, ваш работодатель. Вас ведь беспокоит, как он оценивает вашу работу, ваш профессионализм, ваше умение организовать производство? Безусловно беспокоит. Но я ведь такой же человек. И у меня даже не один, а два работодателя. Первый – Президент Украины. Второй – не менее уважаемый – жители нашего Таврийского края. И того, и другого обмануть не то, что сложно – просто невозможно: оба требуют реальных, не бумажных показателей. Они прекрасно владеют ситуацией. И я счастлив тем что оба моих работодателя – и Президент Янукович и подавляющее большинство жителей области – прекрасно понимают, что если бы я мог решать вопросы «по щучьему велению, по моему хотению», то Херсонщина уже бы давно процветала. Но так бывает лишь в сказке.
- Ваше личное знакомство с Виктором Януковичем хоть раз сыграло роль индульгенции?
- Ни разу! Было бы за что – слетел бы я с должности за секунду. Но пока у Виктора Федоровича есть понимание реальной сложности ситуации в регионе, есть видение позитивных сдвигов и есть мнение, что кредит его доверия я и моя команда не исчерпали.
- Вы говорите о позитивных сдвигах, прекрасно зная, мягко говоря, об остановке многих крупных производств в Херсоне…
- Ну давайте же в конце-концов будем реалистами! Был бы я Стариком Хоттабычем, я бы ещё три года назад выщипал себе всю бороду, чтобы на наш ХБК регулярно, как при СССР, поступал дешевый среднеазиатский хлопок. Но та эпоха стала Историей, хлопок в бывших республиках СССР на корню скупает Китай – и масштабы этого явления намного выходят за рамки не только Херсонщины, но и Украины. Да и энергоёмкость оборудования ХБК никогда уже не позволила бы его продукции быть конкурентоспособной. Жизнь динамична, в ней нет констант.
Вы ведь, кажется, в центре живёте? Работа станков электромашзавода по-прежнёму слышна? Нет? Это те же глобальные явления в экономике, тот же Китай. Завод карданных валов? Та же картина. Судозавод? Да, держится на плаву, да, рабочие места, да, налоги. Но ведь и там не то, что было в годы Всеволода Заботина. Глобальный кризис, снижение торговли, снижение перевозок, снижения строительства новых судов – это мировая тенденция. Так что теперь, посыпать голову пеплом в знак траура, сложить руки и рыдать о том, как всё плохо?! Нет, нет и ещё раз нет! Знаете анекдот о разнице между пессимистом и оптимистом? Пессимист пригубил дорогущий коньяк и кривится: «Фу, клопами отдаёт!» А оптимист клопа раздавил, принюхался и радуется: «О, коньячком пахнет!» Так вот я – оптимист. Кстати, рабочую форму поддерживаю не только восточной гимнастикой, но и восточной философией – они взаимосвязаны. А последняя учит негатив обращать в позитив. Остановлены, снижены некоторые производства? Безусловно, жаль, но ведь у этой медали есть и оборотная сторона. Значит, эти производства сейчас своими дымами и выбросами не портят экологию региона.
Я прекрасно знаю, что те же скептики, с которых мы начали нашу беседу, ухмыляются при виде билбордов вдоль наших дорог: «Херсонщина – экологически чистый регион». Это утверждение – не самоцель, не для того, чтобы «щёки надувать для солидности». Вы ведь явно в курсе: во всём мире самые богатые регионы вовсе не те, где завод на заводе да трубы дымят. Богаче их те края, где чистое небо, чистые продукты с чистых полей, чистые пляжи на чистых морях и реках – там курортники со всего мира миллионы оставляют. Так вот, только что я вам обрисовал нашу Херсонщину. Она такой может быть и должна стать. И я со своей командой делаю всё, что возможно для этого. Увы, приходится идти через тернии, но так ведь было во все времена. Критиканты, как и положено, ворчат: Костяк, мол, из донецких, он не патриот Херсонщины. Напомню этим гражданам, что PATRIA с латыни – это не Донецк, и не Херсон. Это – Родина. А она у нас одна, это Украина.
- Николай Михайлович, перечисляя херсонские предприятия, вы не упомянули комбайновый - и нефтезаводы…
- «Гривна», я видел, сообщала своим читателям о начале совместного производства «Скиф Тукано». Этот комбайн ещё не проходил испытаний в полевых условиях, при реальной нагрузке, но надеюсь, он окажется достойным того, чтобы быть поставленным на поточную линию. По расчётам, завод сможет производить 4,5 тысячи таких «степных кораблей» в год. По статистике – по 4 рабочих места на одну машину – от уборщицы до директора. Вот вам и удар по безработице.
- Ну и кому по карману будет такая «обновка»?
- Очень и очень многим. Держава заинтересована в том, чтобы украинские хлеборобы на наших машинах работали. Так что «Скиф Тукано» можно будет взять в лизинг (это аренда, долгосрочная, с последующим правом выкупа) по очень демократичной цене. Интерес Украины в том, что мы вполне можем стать кормильцами планетарного масштаба и нам нужен максимально обновленный парк эффективных комбайнов. А сейчас в стране только 20% хорошей техники на полях. Остальная работает на заморских производителей запчастей. Украинский же комбайн – это и новые украинские заводы по изготовлению запчастей, это новые рабочие места в ремонтных мастерских.
Поверьте, обо всём, что касается комбайнов, я говорю профессионально. Ведь трудовую жизнь начинал я не в губернаторском кресле, а в колхозном поле с гаечным ключом в руке. Нефтезавод? У него есть владелец, там происходят непростые процессы, переговоры, мы стараемся держать по мере возможности руку на пульсе. Возобновить работу ХНПЗ сможет не просто тот у кого есть деньги, а тот, у кого есть ещё и нефть – таковы обстоятельства. Есть интерес Кувейта, тему изучают и представители Объединенных Арабских Эмиратов (с их посланцами я дважды общался в Киеве). В общем, идут непростые процессы, в этом вопросе, как и во многих других, нужно набраться терпения.
- Вы вспомнили Киев. А когда же в столицу из Херсона полететь можно будет?
- Ага, а вспомните, сколько нездорового скептицизма было по поводу вообще реанимации нашего аэропорта! А теперь полёты в Москву – обыденность. Тоже будет и с полётами в Киев, в самом обозримом будущем. Здесь просто иначе и быть не может. Между прочим, из Одессы ежедневно три заполненных борта в Киев по расписанию летают – притом, что по трассе там езды – всего-ничего. И херсонцы летать будут – обещаю!
- Пожалуйста, вкратце, о финансовых проблемах, связанных с казначейством – а то без денег не сильно налетаешься…
- По имеющейся у меня информации из правительственных источников, как максимум в течение месяца эта проблема будет снята.
- Вместо обещанных 30 вы уделили читателям «Гривны» уже 70 минут. Потому следующий вопрос – на посошок: вы долго ещё планируете работать помощником городского головы Херсона?
- ??? –
- Ежедневно у меня с супругой вечерний моцион по площади Свободы, превращение которой из свинюшника в розарий – на вашем счету. Перед глазами – админздание на Ушакова, 47 и здание бывшей гостиницы «Киев», которые ещё недавно смотрелись как жертвы Хиросимы, а нынче – любо-дорого. И Дом офицеров из небытия вырисовывается. И автомобильный мост в Херсоне между ХБК и Таврическим, похоже, вы «добьёте». Может, лучше бы эту энергию – да на проблемы регионального, а не городского масштаба?
- По большому счёту вы правы, но пока что даже самые заядлые скептики не упрекали меня за то, что я в какой-то мере уделяю внимание проблемам областного центра. С удовольствием «умою руки», когда власть областного центра возглавит законно избранный мэр, мэр – хозяин.
- Что ж, спасибо за беседу.
- Спасибо и вам. И пусть читатели вашей самой читаемой в регионе газеты вспомнят поговорку «Москва не сразу строилась» - о красавице-столице нашего северного соседа - и поверят в то, что когда-нибудь так же будут говорить и о нашей Херсонщине.
Беседовал Валерий БОЯНЖУ, шеф-редактор газеты "Гривна"