Движение лишено всякого смысла, если человек ходит по кругу. Удивительно, но часто мы попадаем в своеобразную клетку хомяка, сами того не осознавая. Мы усердно бежим к финишу, преодолеваем кучу препятствий, но, в конце концов, финиш оказывается стартом, а наше движение – всего лишь иллюзией.
Применительно к этой метафоре Каховку можно считать идеальным круговым лабиринтом. Год за годом мы наблюдаем, как меняются фамилии заместителей мэра, руководителей коммунальных предприятий и провластных партий, но кардинальных изменений к лучшему не происходит. И произойти не может по той простой причине, что несмотря на иллюзорные изменения, решения принимают одни и те же люди.
Кто спрятался за ширмой
СМИ уже писали о недавних изменениях в партии власти в Каховке. Ранее должность руководителя партии и главы фракции в городском совете занимали Л. Волосковец и П. Филипчук. Именно им была подконтрольна самая большая фракция в городском совете (24 из 36 депутатов), что давало возможность влиять на принятие решений (этим они и занимались последние два с половиной года). Но в апреле произошли громкие перестановки – Л. Волосковца и П. Филипчука исключают из партии, а 26 апреля городская организация ПР проводит конференцию, на которой на должность руководителя городской организации назначается вице-президент компании Чумак Алексей Приходько. Главой фракции выбирают депутата горсовета, работника КЗЭСО Николая Манзика. Сами по себе перестановки говорят о многом. Но в первую очередь о том, что по сути никаких изменений не произошло - власть через подконтрольных людей вернулась в руки тех же – Я. Микитина и К. Стурена.
Ярослав Микитин, который в этом году отметит 70-летний юбилей, не сдает позиции, и по сей день остается одной из самых влиятельных фигур в коридорах каховской власти. Начиная в 1975 году работать на КЗЭСО главным конструктором, спустя 15 лет он дослужился до генерального директора. Сегодня Я. Микитин - владелец около 30% акций предприятия (источник Forbes, июнь 2011).
В 2002-2006 годах большинство в депутатском корпусе негласно принадлежало именно ему. Проведя в городской совет подконтрольных себе депутатов, в основном работников завода, он имел все возможности влиять на изменения в городе. Но как отмечают депутаты той каденции, больше всего им запомнилось решение о покупке земли под КЗЭСО - завод получил внушительную скидку. В городе, по большому счету, все осталось на своих местах. Никаких громких кадровых перестановок не произошло, а сфера ЖКХ продолжала обрастать все большим количеством проблем.
В 2006 году выборы состоялись по пропорциональной системе, то есть депутатов выбирали не с привязкой к личности, а по партийным спискам. Микитину, чтобы не потерять контроль над городским советом, нужно было распределить «своих» людей по всем спискам активных партий. Как отмечает один из депутатов той каденции, в то время директор КЗЭСО действительно пытался «разложить яйца в разные корзины» – используя свое влияние, он напрямую договаривался с руководителями городских организаций партий о назначении своих людей на первые места в списках. Так это или нет, но имеются следующие факты: начальник отдела кадров КЗЭСО оказалась на первых местах в списках КПУ, а главный механик О. Причина – в списках «Нашей Украины». Партия ПНЭРУ, от которой в 1998 году Я. Микитин шел в депутаты Верховной Рады, провела в городской совет тоже двух сотрудников завода – Н. Манзика и А. Глущенко. Но спустя некоторое время А. Глущенко оказался во фракции «Нашей Украины», а Н. Манзик – во фракции Партии регионов, где находится и по сей день.
Я. Микитин всегда открыто поддерживал мэра А. Карасевича, поэтому неудивительно, что был и остается постоянным членом исполкома. Последние два года в политической жизни директора КЗЭСО царил штиль, но сегодня на заседаниях исполкома он выступает чаще и активнее других.
Карл Стурен, президент компании «Чумак», никогда публично не участвовал в принятии решений. Да и депутаты не были напрямую подконтрольны ему. Однако работа городского совета показывала, что интересы гражданина Швеции учитывались всегда.
Конечно же, никто прямо не скажет, что Карл Стурен связан одной нитью с Карасевичем. Но об этом красноречиво говорят события и поступки. Так, мэр неоднократно открыто выступал с поддержкой компании «Грин тим» (один из основателей – К. Стурен). Именно там прошло прямое включение всеукраинского проекта «Диалог со страной». Вопрос, который косвенно касался выделения денег овощехранилищу из госбюджета, Президенту задала жена мэра Н. Карасевич, в прошлом работник исполкома, а теперь начальник отдела в «Грин тим».
Совпадение или нет – судите сами. «Каховские новости» уже писали про автомобиль «Toyota Corolla», который появился в распоряжении исполкома в 2009 году. Машина использовалась на основе договора аренды между исполкомом и заводом «Чумак». Что интересно, вскоре она перешла в собственность Веры Таран, близкой родственницы (тещи) городского головы.
Тут стоит вспомнить, что на выборах в 2010 году успех кандидата во многом зависел от партии, которая его выдвигала. А. Карасевич пошел на выборы от Партии регионов и обошел своего главного конкурента Андрея Дяченко всего на сотню голосов. Выдвижение Карасевича от ПР было обеспечено во многом благодаря именно Стурену. Также одним из решающих факторов победы нынешнего мэра стала газета «Каховский вестник», которая «прославилась» черным пиаром в отношении оппонентов Карасевича.
Последний номер «Каховского вестника» обвел каховчан вокруг пальца: на первой странице содержался призыв к сторонникам кандидата Л. Марчука голосовать за А. Карасевича. Впоследствии Л. Марчук хотел подать на редакцию в суд за распространение лжи, но вскоре после выборов той и след простыл. Последний номер вышел тиражом 20 тысяч экземпляров. На это удовольствие А. Карасевичу потребовалось бы немало средств – около 20 тысяч гривен, и это только за один номер. Учитывая продолжительность выхода газеты, на ее содержание потратили не менее 300 тысяч гривен. Маловероятно, что эти деньги мэр взял бы из своей зарплаты.
После недавних перестановок Карл Стурен, в отличие от Я. Микитина, однозначно увеличил свое влияние на город. Если до этого времени его интересы в исполкоме защищал мэр А. Карасевич, то теперь в команду включился новый руководитель городской организации ПР А. Приходько. Что касается Я. Микитина, то в начале этой каденции он уже не имел такого колоссального влияния как раньше. Но сегодня мы наблюдаем, как Микитин возвращает себе часть былых позиций через своего ставленника Н. Манзика, новоназначенного главу городской фракции ПР.
Каховку консервируют
Что с того, что власть остается в руках одних и тех же людей? На первый взгляд - ничего плохого: стабильность, ясность и порядок. Но беда в том, что эти самые люди едва ли заинтересованы в каких-либо изменениях, которые могли бы пойти на благо города. Им выгодно нынешнее положение дел, при котором Каховка остается монополизированной зоной.
Посудите сами. Станут ли владельцы больших предприятий печься о развитии города и привлечении большего количества предпринимателей? Ведь чем больше в городе предпринимателей, тем больше рабочих мест, соответственно, растет заработная плата, и улучшаются условия труда. Срубив на корню свободную конкуренцию, можно легко пользоваться положением монополиста – платить людям мизерную плату и устанавливать свои правила игры. Все равно работник никуда не денется - у него просто нет другого выбора.
Одним словом, в городе создаются условия, при которых малому бизнесу существовать ну очень тяжко, а простые смертные готовы работать за мизерную зарплату. Примеров тому уйма. Это и борьба исполкома с предпринимателями на Кооперативной, и неоднократные попытки того же руководителя фракции Н. Манзика закрыть кафе «Челентано», потому что «оно шумит под его окнами, а монотонная музыка раздражает».
Да, это примеры маленькие, но они наглядно отображают всю суть работы тех, кто вращает лабиринт власти. Станет ли новый руководитель фракции печься о повышении деловой активности в городе? Ответ очевиден.
Тут есть еще один момент. Представьте, что будет с бюджетом, если вдруг Каховка лишится одного из крупных предприятий. В то же время, если в Новой Каховке закроются два-три предпринимателя, это не станет существенным ударом по бюджету города. Задумывались ли об этом наши руководители, когда принимали очередное решение «закрыть» и «запретить»?
Вывод
Громкие изменения, за которыми нам предлагают наблюдать – это всего лишь смена занавеса, за которым стоят те же люди. И чтобы добиться действительно каких-то изменений, нужно менять не фамилии, а систему, созданную этими людьми. Для этого нужен человек, который независим ни от К. Стурена, ни от Я. Микитина.
Поскольку люди разуверились и уже порядком устали от нынешнего градоначальника, Карасевича могут попытаться «реанимировать» в глазах общественности. Если же «дефибрилляция» не поможет, на следующих выборах предложат другую кандидатуру. Это может быть новый, с безупречной репутацией человек, но с одной только особенностью – он будет идти по круговому лабиринту Каховской власти, сохраняя город для тех, кто спрятался за ширмой.
Садовая Анна, "Каховские новости"