1. Оранжевой революции больше не будет
Военные всегда готовятся к прошлым войнам. Так случилось и на этот раз. Власти готовились к повторению оранжевой революции, а напоролись на вариант арабской весны.
В 2004 году всячески подчеркивался ненасильственный характер действий «народа». Для этого пиарщиками даже был придуман замечательный ход: вставлять цветы в милицейские щиты. Многими тогда отмечалось и особое психологическое состояние оранжевых революционеров, которое можно описать как эйфорически-благодушное (какие-то методы введения толпы в транс все же использовались).
Наверное, что-то подобное ожидали и организаторы перформанса, придуманного журналистом и шоуменом Алексеем Дурневым. Подъехать на экзотической БРДМке поближе к митингу оппозиции и переключить на себя внимание выступающих. Но исполнители столкнулись с невиданной ранее агрессией. Вот как это описывает бывшая на месте события журналистка Ирма Крат:
Можно сказать только одно, что вот такую реакцию людей, они точно не ожидали. Когда БТР свободовцы, именно они, и я была свидетелем этого, пытались перекинуть на людей, один из тех, кто сидел внутри, разбил себе очень сильно голову. Все начали кидать бутылки в них, тыкать удочками от флагов вовнутрь, то в голову то в живот сидящим там, я была просто шокирована.
Начала конечно же кричать "успокойтесь, что вы делаете?", слава Богу БТР перестали расшатывать. Могу сказать и то, да и все это знают, что именно свободовцы, а не бойцы регионалов заливали в глаза, да куда только можно было попасть горючею смесь. И если бы, какой то сумасшедший для эффекта кинул спичку, никто бы и не узнал о побитых журналистах, все бы думали, думали и говорили только о том: " что же мы наделали?".
Ирма не говорит о том, что «оппозиционеры» сначала порезали ножами (!) колеса и разбили монтировками (!) стекла. Вот с таким инструментарием «демократы» приехали в Киев.
Аналитики уже давным-давно предупреждали, что повторения сценария Оранжевой революции не будет. Эта технология смена неугодных режимов Джина Шарпа уже несколько лет как заменена на технологию «арабской весны». Принципиальное отличие последней в том, что никто про ненасильственный характер уже не говорит. Наоборот, ситуация подается так, будто разгневанный народ теряет терпение.
Второе важное отличие – отсутствие необходимости собирать большие массы митингующих. Для нужной телевизионной картинки достаточно всего пару тысяч людей, а рассказать под эту картинку можно вообще всё что угодно.
Третий непременный атрибут «арабской весны» - наличие жертв «преступного режима».
Все три фактора имели место в Киеве 18 мая:
1. Про то, что никто не стал делать акцент на ненасильственном характере действий оппозиции, написано выше.
2. Большинство цитируемых экспертов отметили немногочисленность митинга оппозиции. Действительно, 10 тысяч человек (в том числе привезенные из регионов «майданарбайтеры») на пятимиллионный Киев – это просто смешно. Но, к сожалению, киевская политологическая тусовка не поняла, что при новой технологии массовость и не нужна.
3. Про жертву - в следующем разделе.
2. «Жертва преступного режима» обязательно должна быть
Обычно в технологиях арабской весны используют снайперов, которые подстреливают одного или нескольких митингующих, разжигая в толпе ярость и жажду мщения. Но такой вариант при нынешнем уровне охраны общественного порядка был практически исключен. Поэтому «жертву» решили полностью виртуализировать. И ей либо по стечению обстоятельств, либо по изначально предусмотренному плану стала журналистка оппозиционного (это важно!) канала Ольга Снисарчук.
На данный момент уже установлено, что:
- Ольга Снисарчук сама полезла в массовую драку в нарушение правил поведения журналиста;
- она была там не по заданию редакции, а по собственной инициативе, то есть просто как зевака;
- она снимала на мобильный телефон и не имела никаких опознавательных знаков журналиста;
- она не была «избита», а её просто два раза задели в горячке драки, не нанеся ей никаких повреждений.
Это все уже доказанные факты. Но никому это уже не нужно – несколько десятков миллионов украинцев УЖЕ убеждены, что журналистку (женщину!) зверски избили регионалы, едва ли не Янукович лично. Этот миф был создан без единого доказательства: без единой записи «избиения», без демонстраций синяков на камеры, без хоть какой-то привязки ударившего Ольгу к властям.
3. Журналисты проявляют солидарность только в пользу оппозиции
По всем городам Украины 20 мая прокатилась волна митингов журналистов в знак «солидарности» с зверски избитой, но не пострадавшей Ольги Снисарчук.
А двумя днями ранее до «избиения», 16 мая в Харькове был суд над украинские националистами из организации «Патриот Украины». 23 августа 2011 года в харьковском офисе ВО «Просвита» они едва не убили журналиста Сергея Колесника. У него был в нескольких местах проломленный череп, ножом пробито легкое, сломаны носовые кости, повреждены внутренние органы в результате ударов ногами. Преступление было совершено на идеологической почве, а именно, после перепалки на одном из интернет-форумов.
Вы что-нибудь об этом слышали? Эти события освещал только харьковский телеканал АТН и так, что это журналист ворвался в офис и напал на беззащитных «Патриотов Украины» и те были вынуждены защищаться. Эта телекомпания прямо настаивала на невиновности подсудимых и распространяла недостоверную информацию о Сергее Колеснике.
Можно вернуться и к киевским событиям 18 мая. В отличие от Ольги Снисарчук, которая жива, здорова, без синяков и на работе, ребята, сидящие в БРДМке были действительно избиты.
Но к их здоровью журналисты оказались равнодушны. Зато все дружно стали сокрушаться, что как это случилось, что «военная техника» была в центре Киева. Они «забыли», что точно такой же БРДМ катался по Киеву перед парламентскими выборами, агитируя за Кличко, а бронемашины различных типов уже давно свободно продаются и покупаются на Украине.
4. Оппозиции можно все
Милиция вела себя во время беспорядков 18 мая просто предельно толерантно. Против агрессивных «гостей столицы» не было применено ни «Черемухи», ни водометов, ни даже спецсредств.
Спецподразделения были сравнительно немногочисленны и в легком обмундировании.
Единственное, чем они занимались – это оттеснением хулиганов методом «живой стенки». Иными словами, милиция была невооруженной и даже безрукой. Сотрудников спецподразделений использовали просто как ходячие туловища.
Дальнейший сценарий предугадать не сложно. Оппозиция получила практическое подтверждение того, что милиции ей нечего бояться. Что бы ни творили сторонники «демократического выбора», препятствовать никто не будет. Поэтому единственное, что ее сейчас останавливает – это собственная психологическая инерция. Но это уже дело времени.
Учитывая недавний крен власти в сторону Европы, несложно догадаться, что будет в случае обострения ситуации. Из Администрации президента милиции будут транслироваться предельно невнятные распоряжения. Делаться это будет намеренно, чтобы в случае хотя бы минимального применения милицией силы было на кого повесить всех собак и отчитаться перед США и Евросоюзом. Это же, естественно, понимают и милицейские чины, которым стать показательным «врагом народа» совсем не улыбается.
Отсюда следует один очень неутешительный вывод. Что бы ни творили «свободовцы» и прочие «оппозиционеры», никто не то что оружия, но даже обычных спецсредств применять не будет. Ни президент, ни, тем более, милицейское начальство на это команды не дадут. И если беспорядки вспыхнут с новой силой – есть высокая вероятность того, что милиция вообще устранится от участия в них каким бы то ни было образом.
Депутат Верховной Рады от ВО «Свобода» Анатолий Витив во время митинга по случаю 70 годовщины Колковской республики на Волыни прямо заявил, что «если возникнет реальная угроза существованию Украины, мы возьмем в руки реальное оружие». Понятно, что сформулированное условие «реальная угроза существованию Украины» можно трактовать очень широко. О войне в открытую говорила на митинге 18 мая и высокопоставленная "совбодовка" Ирина Фарион. Власть предпочитает этого не замечать.
Путь к реализации сценария «арабской весны» фактически открыт.
5. У сложных проблем не бывает простых решений
У нынешней власти был огромный запас времени чтобы создать надежную систему, позволяющую сохранить мир и стабильность в стране и ликвидировать в зародыше все угрозы своему собственному положению.
Для этого нужно было осуществить полное переформатирование государственной идеологии и основ внешней и внутренней политики, радикально реформировать госорганы, перевести на качественно новый уровень взаимодействие со СМИ.
Но ничего сделано не было. И в этом не вина одних регионалов. С самого создания проекта «Украина» в 1991 году жителям этой страны так и не удалось создать внутренние стимулы для развития собственного государства. В течение двух десятилетий происходила остаточная эксплуатация советского наследия с постепенной деградацией всех государственных институтов. Все большая часть работы государственных структур переходила в имитационный режим.
Теперь уже остановить сползание страны к сценарию «арабской весны» ни у кого нет ни сил ни желания. Один из очевидцев недавних событий в Ливии писал, что в стране 10% за Каддафи, 10% - против, а остальным все равно. У нас соотношение гораздо хуже. В государстве сформировалась целая прослойка агрессивных люмпенов с гипертрофированным национальным самосознанием. Как только они почувствуют свою безнаказанность – страну ждет катастрофа.
По всей видимости, Виктор Янукович питает надежды на то, что стоит ему освободить Тимошенко и подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС и жизнь у него сразу наладится. Умел бы он читать сам, узнал бы, что Запад ВСЕГДА перед ликвидацией очередного «диктатора» раскручивает его на максимальные уступки. Этот фокус проделывался уже в новейшей истории уже десятки, если не сотни раз.
Поэтому Виктору Федоровичу самое время вспомнить о судьбе лидера Арабской социалистической Джамахирии и хоть сейчас понять, что у любого государства есть только четыре настоящих друга – это его армия, флот, милиция и спецслужбы.
Анатолий Семеновский, Херсон News