На Олимпе каховской власти произошли громкие перестановки. Сразу два ключевых члена правящей партии Павел Филипчук и Леонид Волосковец лишились партийных билетов, освободив место главы фракции в Каховском городском совете и главы городской организации ПР. Что нужно делать, чтобы тебя исключили из рядов партии и в чьи руки перейдет партийная, а в вместе с ней и городская власть?
Исключение-подделка?
23 марта на заседании областной организации Партии регионов П. Филипчука и Л.Волосковца исключили из партии. Как указано в решении, которым располагает редакция, причина исключения - нарушение Устава партии, развал каховской организации и постоянные конфликты. «Нет действенной связи между первичными партийными организациями, собрания не проводятся, а их протоколы фальсифицируются. Отчеты об уплате членских взносов сфальсифицированы», - подробно расписано в решении областного совета ПР.
По мнению самих исключенных, которые, кстати, таковыми себя не считают и настаивают на восстановлении, решение подделано. «После партийной проверки нам отказались показать ее результаты, что сразу вызвало подозрение. Проверяющий из Киева работникам городского штаба сказал, что работа организации в целом положительная. Но от Костяка мы получаем заключение совершенно иного характера! Наше мнение – в области документ подделали», - комментирует П. Филипчук.
У исключенных есть 30 дней на апелляцию решения в вышестоящей партийной организации. По словам П. Филипчука, апелляцию они готовят, но отправят, когда соберут 800 подписей членов партии в свою поддержку. «На сегодняшний момент есть 760 подписей из 1500. Хотим собрать больше 50% и прикрепить их к нашему обжалованию», - рассказывает Филипчук.
«Вынес сор из избы»
Подделывали решение или нет – по большому счету значения не имеет. Ведь оснований для их исключения у губернатора Н. Костяка, главного регионала области хватало и без формальных претензий. Те, кто следил за деятельностью главы фракции, прекрасно понимают, что П. Филипчук нарушил простое, но очень важное правило этой партии – не выноси сора из избы. Будучи членом провластной партии и главой фракции в Каховском горсовете, он придал публичной огласке конфликт с Каховским прокурором после возбуждения уголовного дела против его матери, директора КП «ККК» Е. Филипчук. Именно в момент вынесения конфликта в публичную плоскость его результат был предопределен.
Вероятно, они надеялись на помощь областного партийного руководства, но Костяк встал на сторону прокуратуры. Это был своего рода «намёк» прекратить конфронтацию в СМИ. В ответ каховские регионалы нанесли информационный удар уже по Костяку. Они опубликовали открытое письмо коллектива КП «ККК» к Президенту, где обвиняли губернатора в сговоре с прокуратурой. Кроме того, они отправили письмо в центральный офис партии с жалобой на мэра города А. Карасевича и губернатора.
Как разворачивались события далее описано во вступлении к статье. А после этих событий они и вовсе обвинили Костяка в развале ПР.
Повод для волнения
Кстати, из неофициальных источников известно, что у Костяка все-таки был выбор: убрать либо Л. Волосковца, либо мэра А. Карасевича. И так как снятие Волосковца процедурно легче и бесхлопотно, губернатор остановился именно на нем. Но мэру рано вздыхать с облегчением, ведь на сессии городского совета 28 марта треть депутатов проголосовала за вынесение вопроса о его отставке. Инициировал ее, конечно же, П. Филипчук. Это означает, что, несмотря на потерю должности главы фракции и партийного билета, он продолжает контролировать часть депутатов своей фракции. И пока он будет депутатом (а он им останется вне зависимости от принадлежности к партии), у Карасевича есть повод волноваться. Конечно, вряд ли он сможет найти 24 голоса за отставку мэра, но без сомнения доставит Карасевичу немало хлопот. Что и было продемонстрировано на недавней сессии. Не исключено, что обозленный на мэра Филипчук таки соберет две трети голосов за его отставку. Сейчас это выглядит маловероятно, но ведь совсем недавно никто не мог предсказать такого финала и для самого Филипчука.
Пока же у Карасевича есть все шансы стать мэром не по названию, а по сути. Стоит признать, что до недавнего времени от него мало что зависело, поскольку депутатское большинство контролировал П. Филипчук. Все ключевые вопросы и кадровые назначения решались только с одобрения П. Филипчука и Л. Волосковца.
Сейчас же стратегическое преимущество несомненно на стороне А. Карасевича, которому остался лишь шаг до восстановления полной власти над депутатским корпусом. То, что сейчас депутатский корпус условно раздроблен на три группы влияния, выгодно мэру, который всегда применяет стратегию «разделяй и властвуй». Влияние же Филипчука на часть фракции основано на личных отношениях. Так, в его «группу поддержки» входит его мать, отец, сын Л. Волосковца и еще пару-тройку депутатов. Однако стержень всего - несомненно П. Филипчук. Карасевичу достаточно лишить П. Филипчука депутатского мандата и сопротивление будет сломлено.
И поскольку они лишились «зонтика» провластной партии, вероятность обвинительного приговора в отношении матери П. Филипчука многократно возрастает. А это не только гарантированное исключение из депутатов, но и реальный срок. И вот строгость наказания может быть именно тем аргументом, который заставит всю семью Филипчуков добровольно сложить мандаты.
В случае реализации такого сценария существенно изменится состав фракции ПР, что даст Карасевичу полный контроль над горсоветом.
Эксперимент
Каховка может стать свидетелем интересного социального эксперимента. Как в этой ситуации поведут себя члены фракции Партии регионов? Есть два варианта. Либо они встанут на защиту своего руководителя: подпишут обращение и всячески поддержат на сессии. Либо будут молча наблюдать, как их уже бывший предводитель окончательно лишится и принадлежности к партии, и депутатского мандата.
Стоит признать, что, несмотря на ошибки, которые совершил П. Филипчук в использовании своих возможностей, он держал свою фракцию, как говорится, на коротком поводке. До недавнего времени фракция, 24 человека, голосовали так, как хотел он. Конечно, этому немало способствовала выстраиваемая вертикаль власти в стране и другие факторы, но все-таки он заставил депутатов ему подчиняться. Многие депутаты в неформальном разговоре жаловались на его стиль общения и управления, но голосовали, как скажет он…
Как только стало известно о падении с властного Олимпа, комментарии на сайте КН, посвященные этому событию, просто захлестнула волна ненависти к Филипчуку. Причем по комментариям видно, что многие знали Филипчука лично.
Мы имеем образцовую модель поведения людей, избавившихся от вожака, которому еще вчера публично выражали почтение. Но злорадствовать по этому поводу не стоит. Все что происходит на наших глазах - это уменьшенная модель поведения всего общества. Просто она рядом и потому отчетливо видна.
P.S. На данный момент и.о. главы фракции ПР негласно на месячный срок назначен депутат Н. Манзик, полностью подконтрольный директору «КЗЭСО» Я. Микитину. Если он останется на этом месте, значит, Микитин сможет оказывать влияние на фракцию регионалов и частично вернет утраченное влияние на городскую политику.
Наиболее вероятным кандидатом на должность главы ПР пока является А. Гончаров, секретарь горсовета. Он человек А. Карасевича и его кандидатура наверняка согласована с Карлом Стуреном, который на прошлых выборах поддерживал А. Карасевича.
Конечно, такие перестановки приведут к окончательному развалу Каховской Партии регионов, но понятно, что Карасевича это меньше всего интересует. Он с легкостью менял партии, начав когда-то с «Нашей Украины», и сейчас находясь всего лишь в шаге от полного контроля над Партией регионов.
Анна Садовая, "Каховские новости"