В глухой обороне находятся чиновники Скадовской районной администрации. На протяжении семи лет бравые скадовские казаки не могут пробить брешь в этой “крепости”. И хотя цели и намерения черноморских казаков благородные и актуальные для нашего времени – патриотическое воспитание – все они пока разбиваются о неприступную стену чиновничьего равнодушия.
Нужны ли нам патриоты?
Таким вопросом задался Владимир Хлусов, атаман Скадовского казацкого черноморского куреня. Он считает себя казаком в пятом поколении. Историю своего рода, как и историю черноморского казачества, он знает на “отлично”. Откуда родом и откуда пошло черноморское казачество – исторические факты об этом вычитывает не только из фолиантов своей домашней библиотеки, (а книги по истории он собирает с особым тщанием), но и из компьютерной сети. За последние годы атаман настолько поднаторел в собирательстве исторических данных о казачьих подвигах и славе, что выступает с рассказами в сельских и городских школах. Недавно такая встреча прошла в скадовской школе-интернате. Причем, в классе, где можно встретить не только уличную шпану, но и ребят с опытом отсидки. Естественно, дисциплиной этот класс не отличался…Но своего гостя в казачьей форме, с его рассказами об истории казачества школяры слушали, раскрыв рты…Преподаватели потом признавались: “Удивительно! Как вам только удалось завоевать внимание наших ребят?"
И подобный опыт воспитания молодежи у Владимира Хлусова не первый. До этого вместе с двумя классами Скадовской школы № 1 он выезжал на место, где в годы войны был сбит советский самолет-бомбардировщик ДБ-3Ф. Эти медлительные и неуклюжие воздушные “аппараты” служили отличной мишенью для фашистских орудий. (“Немцы сбивали их, как семечки щелкали”, – рассказывает атаман). Вот и выехали казаки с ребятами на место кровопролитных боев, чтобы отдать дань погибшим летчикам. Военный бомбардировщик до сих пор лежит в водах залива на границе между Скадовским и Каланчакским районами. Юные следопыты под руководством казаков давно бы подняли бомбардировщик из вод, глубина которых составляет не больше полутора-двух метров. Но без финансовой поддержки не справиться. (А властные структуры этот факт из истории Отечества мало интересует). Владимир Хлусов помнит глаза тех ребят, которые возложили венки на место гибели летчиков, постояли в почетном карауле… И ещё раз убедился, что молодежи необходимы эти патриотические, с наглядными примерами, уроки любви к Родине…
Именно во время таких встреч со школьниками у него и его товарищей – казаков, многие из которых были военными, в том числе прошли и школу в Афганистане, – родилась идея о создании историко-архитектурного комплекса под названием “Казацкий хутор” или “Казацкая слобода”.
– Душа болит за наше подрастающее поколение. Наркомания, алкоголизм среди молодых скадовчан стали почти обыденным явлением… Для нашего города подобные “увлечения” среди молодежи – настоящее бедствие, – говорит Владимир Хлусов. – Мы с единомышленниками хотим дать возможность молодежи найти себя совсем в других “играх”.
По следам «Мамая»
Именно такие задачи и должен решить, по задумке казаков, скадовский историко-архитектурный комплекс. С патриотически-воспитательным статусом и направлением в деятельности. Казаки задумали собственными силами, не прося ни у кого ни копейки, построить на его территории старинные хатки под камышовыми крышами. “Настоящий хутор, в котором вполне можно жить…” А значит, иметь возможность разместить на время отдыха и занятий детвору, для которой построить и спортивные комплексы. В том числе и конюшню с ипподромом. К слову, руководство Киевского конезавода уже пообещало поспособствовать казакам в их начинании и на безвозмездной основе предоставить будущим коневодам для создания собственной конюшни несколько лошадей. По словам атамана, с возведением хутора у казаков появится возможность содержать поросят, коров, овец и даже фазанов и цесарок. А излишнее количество птиц выпускать в местные леса и посадки, возрождая местную фауну. Поскольку деятельность комплекса предполагает ещё и экологическую направленность. А неординарный опыт экологической “битвы” у скадовских казаков тоже есть.
Года три назад они задумали создать парк. Скадовское лесничество выделило сто саженцев – ивы, туи и можжевельника. А чтобы хрупкие веточки набрались силы и окрепли, семьи казаков выращивали их в домашних условиях. После чего всем своим казацким сообществом по весне эти деревца высадили на земле за впадающим в море каналом. Парковая идея была “похоронена” под грудой мусора отдыхающими горожанами, как юными, так и великовозрастными. Владимир Хлусов с горечью вспоминает, как через небольшой промежуток времени им пришлось убирать “парковую территорию”. Собрали около полутора ведра использованных шприцев и почти грузовую машину стеклянных бутылок, (пластиковым просто потеряли счет). Вырыли мусорную яму с человеческий рост, где и закопали последствия безудержного отдыха скадовчан. После этого “варварского нашествия” горожан на парковую зону Владимир Хлусов ещё больше утвердился в мысли о создании историко-архитектурного комплекса в воспитательных целях.
Под покровом тайны
Землю под строительство комплекса тоже нашли. Возвести хутор решили на месте бывшей воинской части за Краснознаменским каналом. Бывшие дома и солдатские казармы сегодня настолько разбиты и разграблены, что при виде их возникает мысль о нашествии на этот некогда обустроенный для жизни уголок Мамая. Землю брошенного и разграбленного военного городка под застройку решили попросить у Скадовского районного руководства. Для чего отправили Е. А. Устинову, главе районной государственной администрации, прошение: “Взять эти гектары земли бывшей расформированной военной части в постоянное пользование или в аренду. Создать на ней “Казацкий хутор” для подготовки молодых защитников Родины…”
И дело вроде пошло на лад. Идею о создании комплекса с энтузиазмом поддержали в районо. В бывшую воинскую часть выехала комиссия, чтобы всё осмотреть и определиться. Хлусову даже предложили собрать пакет документов, что он оперативно и сделал. Но через два дня после сдачи собранного пакета документов атаману неожиданно приходит отказ за подписью заместителя главы районной администрации О.В.Ноздрачова. Со ссылкой на то, что казачеству отказано в связи с тем, что этот земельный участок, обозначенный на картографии, считается землями, принадлежащими сфере обороны. Кроме того, в ответе сослались на то, что согласно статье 92-й Земельного кодекса подобные земельные участки не могут передаваться общественным организациям, кроме общественных организаций инвалидов Украины. Да и аренда предусмотрена в таком случае только после результатов торгов.
Тогда Владимир Хлусов пошел ва-банк. С помощью представителей другой воинской части, действующей на территории Скадовска, он выяснил, что эти земли с развалом воинской части уже вычеркнуты из “оборонной сферы”. Нашел и контраргументы в Земельном кодексе Украины, где в пункте 3-ем 121-й статьи говорится о том, что райгосадминистрации обязаны бесплатно передавать, в том числе общественным организациям, земли под строительство объектов, связанных с обслуживанием школ и учреждений культуры. “А мы ведь хотим школьников сюда привозить, воспитанников интерната, ребятишек из реабилитационного центра…. Кроме того, создать здесь музей. Нам уже и старинные экспонаты жители понесли”, – сетует атаман.
Между тем, якобы ничейная земля уже взята кем-то в оборот. Распахан бывший воинский стадион и близлежащая территория, вырублены деревья, снесены электрические столбы, установлена пасека… Причем, сразу же после того, как стала известна информация о том, что на эту землю начало претендовать скадовское казачество. “Кто-то уже втихаря начинает здесь разрабатывать делянки…Но вот кому отдана эта земля – до сих пор остаётся тайной”, – гадают скадовские казаки. И эта задача для них куда посложнее, чем воспитание в патриотических традициях подрастающего поколения юных скадовчан.
Татьяна Шипилова, «Вгору»