Сразу после семи утра в этот день, 6 октября, во дворе еврейской школы появилось много людей. Первым, как всегда, прибыл главный раввин города Херсона и Херсонской области Иосеф-Ицхок Вольф со своими помощниками. Их уже ожидала машина с прицепом, где в огромных клетях ожидали исполнения своей ритуальной миссии крупные курочки и петушки.
По одному, двум, а то и целыми группами съезжались сюда евреи со всего города. Одни прибыли на личных авто, другие — на общественном транспорте, благо, школа удачно расположена на пересечении городских транспортных маршрутов. В этом году нас было так много, что в какой-то момент мне даже показалось, что кур может на всех не хватить. Я вспомнила, что всего пять — десять лет назад, практически, никто из членов нашей общины не мог без помощи раввина выполнить этот древний обряд. Сегодня другое дело: уже немало мужчин и юношей совершенно самостоятельно, от начала и до конца, делают капарот, завершая каждый молитвенный цикл собственноручным кружением птицы над головой.
После восьми утра школьный двор наполнился веселыми лицами учеников, с удовольствием принявших участие в таком интересном древнем ритуале. Детям помогали делать капарот классные руководители и студенты иешивы. В ответственном и важном действе принимали активное участие родители воспитанников школы и детского сада.
Под конец, когда оживление уже несколько спало, я задала раввину Иосефу-Ицхоку Вольфу вопрос, который уже больше часа крутился у меня в голове:
— Скажите, ребе, мне это показалось или нет, что вы, помогая делать капарот членам нашей общины и гостям, которых сегодня здесь как никогда много, внимательно наблюдали за поведением птиц, согласно традиции, принимающих на себя нашу нечистоту. Чем это вызвано?
— Я действительно внимательно слежу за ними, и на то есть свои причины. В ходе выполнения этого важного обычая случаются всякие вещи. Года три назад на этом же месте произошло событие, которое в моей памяти останется навсегда, хотя я и не люблю рассказывать об этом, так как с точки зрения элементарной человеческой логики оно трудно объяснимо и даже, в какой-то степени, маловероятно.
В тот день сюда приехал на большом черном джипе какой-то господин, физически крепкий мужчина средних лет в одежде спортивного покроя, и попросил меня помочь ему провести капарот. Я, естественно, согласился и, не подозревая, что произойдет через пару минут, дал ему листок с текстом молитвы, стал рядом и, дождавшись окончания первого цикла, завертел курицей над его головой. И был безмерно удивлен, когда птица как-то странно встрепенулась, издала громкий хриплый звук и обмякла в моей руке мертвая.
Такое изредка бывает. Я остановил процедуру и быстро принес другого петуха. Очень резвого и энергично пытавшегося вырваться у меня из рук. А через минуту, после такого же кружения над головой гостя, с петухом произошло то же, что и с его предшественником. В общем, чтобы не томить вас, скажу, что только с четвертой птицей (заметьте — с четвертой!) обычай удалось завершить до конца. Если б вы видели страшно побледневшее лицо человека, на глазах которого только что сдохло три петуха, принявшие на себя искупление всего накопившегося в его душе за год, вы б тогда поняли, почему с тех пор я стал так внимательно наблюдать за приносимой в жертву птицей…
Уходя со школьного подворья, я подумала, что несколько сот херсонцев начали сегодняшний день полностью очищенными нашим древним обрядом искупления.
ВЕК
Справка. Рош а-Шана или Рош hа-Шана (ивр. ????? ??????????, букв. «глава года») — Еврейский праздник Рош Ха-Шана (ивр. ??? ?????) — (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур — ивр. ??? ??????) называют «днями тшува» («возвращения» — имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В последующий после праздника судный день (Йом-Кипур — ивр. ??? ??????) евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.