или Как жертвы мошенника выдавливают немного справедливости из властей Херсона.
Подступы к зданию Херсонского горсовета выглядят так, как будто под резиденцией муниципальных властей непринужденно расположился цыганский табор. На парапете сушатся одеяла, подушки и постельное белье, стоит детский велосипед, у фонтана прямо на зеленом газоне вбиты колышки туристической палатки. В этой палатке еще с июля нынешнего года живет целая семья — бабушка, ее взрослый сын и 8-летняя внучка Настя. Еду семье приносят сердобольные горожане, в туалет иногда пускают охранники здания, так что и быт новоявленные соседи кое-как сумели наладить. К самим чиновникам у пенсионерки Надежды Изотовой и инвалида третьей группы Олега Изотова только одно требование — вернуть им их общий дом или бесплатно выделить квартиру. И хотя они никогда даже в очереди на социальное жилье не стояли, обитатели палатки полностью убеждены, что их дело правое.
Кабинеты с видом на акцию протеста
— Наша семья полтора десятка лет строила собственный дом на улице Промышленной в Херсоне. Все было хорошо — сын подрабатывал авторемонтом, невестка воспитывала двух дочек. Как вдруг посыпались несчастья: сначала у сына в автомастерской взорвался компрессор, он потерял один глаз и едва вообще не ослеп. Невестка на почве пережитых испытаний получила серьезное психическое расстройство и до сих пор лечится. А тем временем знакомый Олега вошел к нему в доверие, под видом помощи в прокладке газа взял у нас документы на дом, каким-то образом переоформил их на себя и взял кредит в 39,5 тысячи долларов. Потом за другое мошенничество сел в тюрьму, а банк за невозвращенный кредит дом отобрал, выселив семью вместе с детьми. Мы шесть лет судились, обращались в прокуратуру. Однако так и не смогли доказать, что дом — наш по закону, и закладывать его посторонний человек не имел никакого права, — сидя на ступеньках горисполкомовского офиса, уже в который раз делится с журналистами подробностями своих мытарств 63-летняя Надежда Изотова.
«Помогать одним за счет других не будем»
Надежда Степановна убеждена, что городские власти обязаны либо помочь ей с возвращением недвижимости, либо предоставить отдельную квартиру семье сына. Пенсионерка считает, что без содействия кого-то из чиновников ее обидчик-аферист не смог бы переоформить на себя дом и земельный участок, а стало быть, чиновникам и сам Бог велел восстанавливать справедливость. У Надежды Изотовой есть собственная двухкомнатная квартира, однако она предпочитает держать оборону под стенами горисполкома, рассчитывая, что палатка под окнами служебных кабинетов станет для их хозяев дополнительным стимулом подсуетиться и найти для семьи жилье. Однако, похоже, чиновников не взять измором — они-то как раз уверены в отсутствии каких-либо правовых оснований для вмешвтельства в ситуацию.
— Когда городской голова Владимир Сальдо увидел палатку у входа в горсовет и услышал, что целой семье с детишками просто негде жить, он сразу пригласил их к себе на прием и дал сотрудникам горисполкома задание срочно проверить, какие у них жилищные условия. Но когда выяснилось, что у одного из членов семьи есть отдельная квартира, да еще и с приватизированной «колясочной», дело приняло совершенно иной оборот. Срочно предоставить социальное жилье тем, кто никогда не стоял на льготной очереди и к тому же имеет какую-никакую, но собственную крышу над головой — значит, обделить этим жильем тех, кто в нем действительно нуждается, — многодетных, инвалидов, учителей или врачей. Общежитий в коммунальной собственности города нет — все они ведомственные, и их хозяева даже по нашей просьбе не согласились бы предоставить комнату семье с женщиной, страдающей хроническим расстройством психики, которая может быть опасной для окружающих, — размышляет начальник управления общественных связей Херсонского горсовета Татьяна Сазонова.
На всех палаток не хватит
С одной стороны, даже хорошо, что обездоленные люди доверяют решать свои проблемы именно органу местного самоуправления, а не ставят палатки перед облгос-администрацией или судом — значит, верят городскому совету все таки больше. Но с другой — херсонские чиновники с ужасом думают о том, что многие их земляки, не вернувшие банкам кредиты и лишившиеся в кризис залогового жилья либо машин, могут последовать примеру Изотовых и вслед за ними разбить у здания горисполкома палатку, а то и целый городок. Как заявила Татьяна Сазонова, Административный суд Херсонщины в удовлетворении иска о запрете подобной акции протеста отказал, так что жить в палатке возле горсовета можно вполне законно. Идейка-то перспективная — за жилье платить не надо, можно свободно пользоваться служебным туалетом, а воду брать из фонтана. Еду принесут, да еще и журналистское внимание обитателям будущего палаточного городка обеспечено.
И можно не сомневаться, что желающих поселиться в нем будет немало: уж очень мы привыкли по старинке во всем полагаться на власть и во всем ее винить. Переложить груз своих проблем на кого-то — самый легкий, но не самый лучший по нынешним меркам выход из положения. Пора бы уж и нам самим становится ответственнее. А для первого опыта мало-помалу научиться пусть немного, но разбираться в людях. По крайней мере не отдавать первому встречному мошеннику документы на свое честно нажитое имущество, чтобы из-за слепой доверчивости его не лишиться.
Сергей Яновский, "Голос Украины"