Шикарная зелёная лужайка с цветочными клумбами в самом центре Херсона; фонтан - джакузи с подсветкой, где дети могут освежиться в знойный южный день; импровизированное патио с чашкой утреннего кофе на столе, где можно неспешно отдохнуть, пока другие торопятся на работу; круглосуточная охрана с камерами наблюдения и микроавтобус, припаркованный на стоянке… Кто не мечтал о такой сладкой жизни?
Так для этого сколько нужно работать?!» - спросите вы. Совсем не обязательно. Семья Сорокиных – мама, папа и три их несовершеннолетние дочки – получили это в одночасье. Правда, всё это великолепие, которым сейчас они неограниченно пользуются, протестующие видят из тесной двухместной палатки, разбитой прямо возле главного входа в Херсонский горисполком.
Таким образом, Сорокины пытаются получить квартиру от городских властей. Причем немедленно! Не потому, что они первые в очереди многодетных на жилье, а просто потому, что им нужнее других, уверены Сорокины. По их словам, семья стала жертвой циничного обмана со стороны своего родственника. И они лишились квартиры в Херсоне, где 5 лет квартировали и на которую рассчитывали. Но суд стал не на их сторону и принял решение о выселении семьи с детьми.
«Но где же правда?!» - спросите вы. С этим вопросом обращаются к Сорокиным и сочувствующие прохожие.
Давайте постараемся объективно, не принимая чью-либо сторону, узнать, как семья оказалась в таком безвыходном положении.
* * *
Первый логичный вопрос – а где же жила семья всё это время? Ведь взрослые – папа Валерий и мама Нина – уже, как говорится, разменяли пятый десяток. И кроме трёх невольных соучастниц акции протеста – несовершеннолетних девочек, у них есть еще две взрослые дочери.
В Чаплинском районе есть крупное как для степной Таврии село Балтазаровка. Здесь полторы тысячи жителей. Есть две школы (11-летняя и начальная), две библиотеки, хороший Дом культуры, три магазина и современный фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).
По словам местного сельского головы Наталии Войцеховской, Балтазаровка – очень перспективное село. Вопреки многим «умирающим» селеньям вокруг, у них – прирост населения: 20-30 новых балтазаровцев рождаются ежегодно. В селе живут 56 многодетных семей! Есть лучший в районе и среди первых в области детский садик с 4 возрастными группами. А главное – в 2012 году село было полностью газифицировано.
«Живи и радуйся», - говорит соседка Сорокиных, санитарка Балтазаровского ФАПа Наталья Косик. Да и с работой проблем нет. Есть где работать и заработать. Было бы желание. Особенно много сезонной работы на полях. С мая по октябрь – работников не хватает.
Именно в этом, по словам Нины Сорокиной, бедном, неухоженном, без должной социальной инфраструктуры селе они и прозябали. Жили в сельском доме, имели домашнее хозяйство – кур, корову, огород. Как-то выживали, ведь работы в селе нет – говорит Нина Сорокина. Хотя была надежда. Поэтому свои лишения рассматривали как временные. Хотелось в город, ближе к цивилизации. Тем более что в Херсоне их «ждала» собственная квартира. Вот и покинули «не свой дом, где были прописаны, в Балтазаровке» и уехали в «свою» квартиру, где прописаны не были, в Херсоне.
* * *
Здесь начинаются первые разногласия. Как говорят соседи и сельский голова, дом Сорокины не покинули, а продали. Половину стоимости получили сразу, другую – договорились в рассрочку. Однако, как утверждает покупатель дома, тоже многодетная мать, Анна Стромецкая, оказалось, что за домом Сорокины оставили такие долги по электричеству, что новые владельцы до сих пор не могут найти средства для уплаты всех долгов и штрафов, а также за услугу подключения к электросети. Поэтому пока живут при свечах.
А вот о том, почему так поспешно уехала семья, – у односельчан есть тоже свое, отличное от Сорокиных, мнение.
«Ничего хорошего сказать о них не можем, – говорят соседи. – Валера – человек вроде неплохой, а Нина – это скандал по любому поводу. Очень жалко людей, которые купили у них дом с такими долгами. А ещё жалко тех херсонцев, которые попались на их удочку. Мы видели и по телевизору, и в газетах читали об этом. Слава богу, что Сорокины отсюда уехали! У нас стала тихая и спокойная улица. Лишь бы только не вернулись!»
Еще более неправдоподобной кажется история со «своей квартирой» в Херсоне. Учитывая, что у старшего брата Валерия Сорокина был свой дом в Балтазаровке, квартиру в 36 м2 в Херсоне приватизировали на мать Сорокиных и младшего брата Всеволода. И старший Валерий об этом знал. Мать умерла, и по завещанию половина её квартиры перешла в собственность младшему брату.
«Даже если бы завещания матери, которое сейчас Сорокины пытаются оспорить в суде, не было, - говорит начальник отдела по учету и распределению жилой площади Херсонского горсовета Марина Сластенина, – то они могли бы в лучшем случае рассчитывать на половину жилплощади матери – то есть на четверть квартиры в 9 квадратных метров площади».
Согласитесь: продать свой дом в селе и подселиться на мнимые 9 «квадратов» в городскую квартиру – это по меньшей мере авантюризм. А взять с собой еще пятерых дочерей – откровенное безумие.
Как говорит младший брат Всеволод, он согласился, чтобы родственники временно пожили в его квартире – не выгонять же их. Договорились, что они будут платить только за коммунальные услуги. Но они не только не платили за «коммуналку», но и довели отремонтированную квартиру до такого состояния, что хозяин решил её побыстрее продать. Нашелся покупатель. Он, как оказалось, купил не только жилплощадь, но и незаконных жильцов в ней, которые, не имея ни одного документа на право пребывания в квартире, категорически отказывались покидать жилье.
В 2010 году начались судебные тяжбы, длившиеся более трех лет. И в этом году решением суда было решено выселить семью Сорокиных из квартиры.
* * *
На языке закона малолетние дети называются иждивенцами родителей. Слово официальное, но всё же немного режет ухо обычному человеку. Потому что звучит как-то неестественно: ведь дети же родные – как они могут быть иждивенцами? Но если иждивенцами у своих малолетних детей являются вполне трудоспособные взрослые родители, то это выглядит ещё более противоестественно.
Всё это время Сорокины не работали, а были иждивенцами своих детей, исправно получая на них государственное пособие. Только в прошлом году неработающая семья Сорокиных получила от государства 36 тысяч гривен. И не работать Сорокиным, как ни парадоксально, выгодно. В случае выхода взрослых на работу и получения хоть какого-то трудового дохода их поступления от государства пропорционально уменьшились бы. Ну а что выгоднее: не работать и получать больше или работать при меньших доходах – вывод понятен! Правда, чтобы получать госпособие на детей, нужна была маленькая бюрократическая формальность – регистрация места жительства. А коль скоро Сорокины такой регистрации в Херсоне не имели, Нина Сорокина упросила городских чиновников временно, сроком на год, пока идут судебные тяжбы, прописать семью в одном из общежитий города. Только для того, чтобы дети «не были голодны» и получали пособие от государства. При этом Нина Сорокина собственноручно написала, что на жилплощадь в Херсоне семья не претендует.
Действительно, и теперь, спустя три года, на свое жилье в Херсоне они не претендуют, а уже категорически требуют от городских властей немедленно выдать им 5-комнатную квартиру как многодетной семье.
«Аппетит приходит во время еды», – констатирует начальник горотдела по учету и распределению жилплощади Марина Сластенина.
* * *
У 43-летнего херсонца, электрика детского сада для глухонемых детей Григория Городяна два года назад от страшной неизлечимой болезни умерла жена, с которой они прожили 18 лет. На руках отца остались пятеро детей – два мальчика и три девочки. Даже без материнской опеки и того, что папа всё время на работе, все ухожены, сыты, учатся в школе. Девочки ещё и осваивают игру на бандуре в музыкальной школе. Уже три года эта семья в горисполкоме – в отдельной квартирной очереди для многодетных семей. Сейчас они 29-е по порядку.
В целом в Херсоне – 38 многодетных семей, в которых от 3 до 11 детей и которые нуждаются в жилье. Первые стоят в очереди с 1985 года! Это не считая того, что есть общая очередь нуждающихся в жилье херсонцев. Поэтому, когда получат его и получат ли вообще в этой жизни – никто не знает. Ведь ни одного квадратного метра коммунального жилья в Херсоне за последние годы не построено. Единственная надежда – на взятые на баланс горисполкома бывшие общежития. Их по мере сил и финансовых возможностей переоборудуют под коммунальное жилье.
Такая ужасающая статистика – далеко не европейский стандарт для страны, которая стремится в Европу. Но, как говорится, имеем то, что имеем…
Многодетный отец Григорий Городян сказал, что знает о судьбе Сорокиных и их требованиях. «Жизненные лишения моей семьи были ещё страшнее, чем у Сорокиных, - говорит он. – Но я никогда не решился бы на такую форму протеста. Хотя знаю, что у нас блага раздают не тем, кто больше нуждается, а тем, кто громче всех топает ногами».
Поэтому Григорий утверждает, что нисколько не удивится, если всю очередь многодетных семей Херсона сместят еще дальше, дав квартиру протестующим. Но где гарантия, что после этого под горисполкомом не появятся еще 38 палаток?
* * *
Каждый ребенок знает, что есть волшебный период – Рождество, когда сказочный святой Николай может принести в чулке самый неожиданный и заветный подарок. Вопреки тому, что взрослые в сказки не верят, у них тоже есть такой «волшебный» период – предвыборный. Когда вполне реальные «святые Николаи», которые хотят стать народными полпредами или возглавить народную власть, бесплатно раздают не только по килограмму гречки, но могут расщедриться и на более ценный подарок. Скажем, 5-комнатную квартиру! Тем более если дело уже раскрученное, на слуху. И Сорокиным не откажешь в том, что они правильно выбрали место и время, где этот подарок можно получить.
А вот как поступит власть? Будет справедливой и последовательной в распределении даже убогого количества коммунальных жилых метров для многодетных работающих семей или же проигнорирует их интересы и отдаст жилье вне очереди тем, кто вместо работы, по меткому выражению многодетного отца Городяна, «громче всех топает ногами» перед горисполкомом? Это зависит только от самой власти.
Сейчас Комсомольский райсовет Херсона решением № 805 от 9 августа 2013 года рассмотрел ходатайство службы по делам детей «Про негайне відібрання малолітніх дітей у батьків і тимчасове влаштування їх до комунального закладу “Центр соціальної реабілітіції дітей». Родители Сорокины детей не отдали и продолжают жить в палатке. Поэтому теперь райисполком подал документы в суд, который и должен окончательно решить судьбу детей…
Жанна Новикова, «Гривна»