Поговорим про счастье?
В фильме «Доживем до понедельника» счастье – это когда тебя понимают. На первый взгляд красиво и даже бесспорно, на деле – понимание важно только для тех, кого не понимают. Меня, например, дома понимают, и даже больше, чем надо…
Как по мне, счастье – это быть кому-то нужным. И чтобы кому-то было нужно то, чем занимаешься ты, что делаешь, чем живешь.
У каждого возраста свое понимание счастья.
Счастье молодого человека – когда ему очень хорошо, счастье пожилого – когда ему не очень плохо.
Счастье для стариков – нормальный стул и хороший сон, а для молодых – быстрое восстановление после бессонной ночи.
Впрочем, есть счастье общее для любого возраста. Когда мимо тебя проносят тело твоего врага, а не твое – мимо него; это счастье для молодых и старых…
Счастье – это то, что тебя радует сегодня и, даст Бог, не оставит завтра. Это – удар молнии по неприятностям, луч солнца в пасмурный день. Гумилев, сын Гумилева и Ахматовой, говорил, что не помнит дня, когда он был бы счастлив. Врал по-черному! Я интересовался его биографией – низкий тип, нравственная пародия на своих благородных родителей, пакостивший близким и бывавший счастливым лишь тогда, когда другим, рядом с ним, было хуже.
Материальные трудности – плохо. Избыток материального – того хуже. Ты у всех на прицеле как возможный донор. Утрачивается вера в бескорыстие близких. Апатия, уныние... Не к чему стремиться, особенно, если далек от духовной стороны жизни.
Когда умирает мама, понимаешь, как был счастлив, когда она была жива. То есть, чаще всего осознаёшь свое счастье, когда его теряешь. Потому что найти твое счастье – может любой, а вот потерять его – только ты.
Счастье надо ценить и не проходить мимо, даже когда оно малюсенькое и еле брезжит на горизонте. Главное, распознать его вовремя. Пока оно не испарилось. Немножко получишь сегодня, потом – завтра, а после Бог, наконец, расщедрится – и как даст тебе по заслугам! Мало не покажется…
Наиболее счастливые периоды: первые годы после войны. При Брежневе был застой – не понимали своего счастья!
Сегодняшние «счастливцы» – всякая бестолочь, рискованная и всеядная, которой в стабильные времена даже не снилось прорваться.
Дойдя до потолочных результатов, вернее, понимая это, человек деградирует. Отсюда вывод: ты счастлив на пути к чему-то, но только не по достижении цели.
Уровень притязаний личности зависит от её развития и интеллекта. Понял, что стать счастливым тебе не дано – осчастливь другого! Это один из верных способов испытать хотя бы минимальное, рикошетное счастье.
Вспоминаю историю, описанную одним эмигрантом. Про безнадежно больного миллионера, который в инвалидной коляске, в сопровождении охранников, разъезжал по Нью-Йорку, раздавая встречным по 100 долларов. Брали не все, лишь те, кто нуждался. И никто не пытался отхватить побольше купюр. У людей был счастливый день, а миллионер оставил по себе добрую память – такие вещи не забываются и про них рассказывают даже внукам.
Представил себе: а если бы кто-то решился так сделать у нас? Его бы с коляской перевернули – никакая охрана не помогла бы!
Билл Гейтс, который отдал на благотворительность половину своего состояния и подумывает так же поступить с другой. Мэр Бломберг – 100 млн. долларов на борьбу с курением, а шире – с губительным раком. Вот оно счастье – иметь возможность так делать!
Есть и другие определения счастья. Например, ощущение облегчения после благополучного завершения жизненных тягот. Разродившаяся женщина. Вернувшийся к нормальной жизни наркоман. Выход из тюрьмы. Демобилизация – ты вновь свободен!
Огромное счастье – известие о том, что поставленный тебе или твоим близким диагноз оказался неверным – вы здоровы!
То есть счастье – когда прекратились несчастья!
В детстве я был счастлив, когда мама после долгих уговоров купила мне блестящий перочинный ножик.
Кстати, мысленно проведите эксперимент: вспомните, сколько раз в жизни вы были счастливы? Беда, когда нормальному человеку мало чего припоминается.
И последнее. Иногда счастье в том, чтобы не понимать и не отдавать себе отчет, насколько ты несчастлив. И люди, которые тебя «просвещают» по этому поводу, берут большой грех на душу. Отсюда все революции и другие волнения и смуты.
***
Считается, что счастье трудно измерить и взвесить, но вот у акушеров это обычно получается…
Не стоит искать счастья, когда оно уже и не ищется. Не поленюсь повторить: Не получается со счастьем - стань его источником для других! Поверь, это еще как здорово!
Виталий Бронштейн