Открытое письмо поколению Победителей от поколения побежденных
9 Мая был у Вечного огня. Людей много, но ТЕХ ветеранов почти нет. Говорят, настоящих фронтовиков в моем городе осталось совсем мало. Те из них, кто физически это мог, тоже пришли сюда, в основном, с помощью близких.
Что ж, похоже Великая Отечественная война подошла к своему окончательному завершению. Сегодня практически все ее участники - в полном составе и с развернутыми боевыми знаменами – на Небесах. Там нашли свое последнее прибежище все четыре Украинских фронта, три Белорусских, Ленинградский со Сталинградским, и другие. Там же – немецкая группа армий «Центр», Берлинская и другие группировки, непобедимые «Люфтваффе» и непотопляемый «Кригсмарине» – всем вольготно там, где никто не ведет боевых действий.
Но в этот день я хочу обратиться к нашим старикам, к настоящим победителям, которые еще с нами.
Дорогие участники войны! Дорогие наши ветераны! Снова наступил май, и снова пришел ваш день. Теперь уже единственный день в году, когда все города, которые вы с беспримерным мужеством обороняли, или с невиданным натиском освобождали, принадлежат только вам.
На свою ежегодную встречу у мемориального комплекса Неизвестному солдату вы надели праздничные одежды. Яркое солнце сумело оживить потускневшие награды, а вокруг невозмутимо спешили по каким-то своим выходным делам ваши дети, внуки и правнуки.
Я обратил внимание, что на ваших утомленных лицах не было радости. Все было как всегда, но все-таки что-то было не так... Приветствия руководителей города и области, ритуальные выступления, возложение цветов и венков.
Но ветераны, казалось, не слышали обращенных к ним слов. Пожилые люди, в тщательно сберегаемых старомодных костюмах, молча смотрели на величавые воды старого Днепра. Майский ветерок шевелил их седые волосы, и как же мало, как мало вас было даже по сравнению с еще недавними годами...
Не знаю, о чем вы задумались там, на Днепровской круче, но того, что сжимало, глядя на вас, когда-то молодых и сильных, моё сердце, не могу не сказать.
Потому что вы, все ваше поколение – люди особой, редкой судьбы. На вашу долю выпало два губительных голодомора; вы строили, воевали, и снова отстраивали. Вы совершили невозможное: победили тех, кого весь мир считал непобедимыми!
Вы уничтожили заразу, которая могла погубить все человечество. Вы не были сторонними наблюдателями планетарных событий – вы делали историю!
В своей жизни вы поднялись до мученических высот, имя которым – святость, ибо совершили для общества во много крат больше, чем получили от него.
Как все живые люди, в груди которых бьется горячее сердце, вы, наверное, совершили немало жизненных открытий, и одно из них, самое печальное, в последние годы. Когда неожиданно для себя вдруг осознали, что человеческая память неблагодарна.
Даже свое родное, вами спасенное Отечество, не сумело, не захотело или не смогло обеспечить вам достойную старость.
Да, вы делали историю. Но мальчишка, научившийся делать деньги, не мучается в переполненном троллейбусе, а ездит в новехонькой иномарке, стоимость которой превышает вашу пенсию за сто лет.
Вот такая жизнь, вот такая отдача, вот такая справедливость и вот такая благодарность.
Так что же все-таки произошло? Как получилось, что ваше поколение сумело войти в историю как поколение Победителей, а мы, дети фронтовиков, неумолимо погружаемся в болотную трясину буксующих реформ и все чаще и чаще начинаем осознавать себя поколением побежденных?!
Простите нас, дорогие отцы! Простите за вашу бесприютную старость. За то, что мы так и не смоги принять у вас эстафету Победы. За то, что на наших заводах не слышно гула станков. За то, что ваши высококвалифицированные сыновья сегодня стали безработными, а их труженицы-жены с тяжелым сердцем торгуют на рынках.
За наше непростительное равнодушие и к преступникам из коридоров власти, и к хулиганскому воронью на наших улицах.
За нищих и голодных. За сытых и небитых. За то, что вы умели достойно умирать, а мы так и не научились достойно жить.
Простите за всё.
Виталий Бронштейн