Горожане по всей Украине нахваливают ранние овощи, десятками тонн поступающие весной из Херсона — они и вкуснее, и дешевле импортных. Вот только им невдомек, что аппетитная редиска, ароматная клубника и огурчики с помидорчиками порой обильно политы детским потом вперемешку со слезами.
Юные батраки
С работы в теплицах кормится каждая третья семья в селах Цюрупинского, Голопристанского и Каховского районов Херсонщины: после распада колхозов только они свежую копейку в апреле-мае им и приносят. Чтобы их легче было обогревать, конструкции чаще всего делают низенькими — взрослому во весь рост не выпрямиться. Так что для обработки плантаций под пленкой нанимают детей бедноты, которые уже с 8—10 лет ходят по соседям в поисках заработка. Они за гроши с утра до ночи пропалывают грядки и вносят химические удобрения в грунт без какой-либо защитной экипировки. Кто в свободное от уроков время надрывается, а кто и вместо учебы.
Во время каникул их сверстники по дачам и приморским лагерям разъезжаются, а у юных батраков другой маршрут — из теплиц на фермерские поля. Там их работодатели тоже о правах ребенка особо не вспоминают: знай себе вкалывай от зари до зари, делай норму, рыдай в намозоленный кулак и будь счастлив, если хозяин не обманет, а в конце месяца заплатит несколько сотен гривен — на еду да скромные обновки. В селе, понятно, без дела никто не сидит, но бессовестная эксплуатация мальчишек и девчонок (иногда и 7-летнего возраста) их же односельчанами на Херсонщине уже давно стала массовым явлением. Дети не только в поле пашут, но и вкалывают в кафе на окрестных морских курортах, бродят по пляжам под палящим солнцем, таская тяжелые ведра с вареной креветкой на продажу — словом, осваивают «школу юного батрака».
«На Херсонщине в сложных жизненных обстоятельствах сегодня — пять тысяч семей. Воспитывающиеся в них 8,9 тысячи ребятишек так или иначе вынуждены искать возможности для заработка ради выживания», — подтверждает начальник областного центра социальных служб для молодежи Богдан Руденко.
Не штрафом единым
Служба по делам детей, инспекция по труду периодически организовывают по районам рейды по выявлению таких вот тружеников поневоле, но их работодателей штрафы не пугают. Перед проверкой малолеток уводят подальше или нахально выдают их за бескорыстно помогающих родственников — закон-де этого не запрещает. Похоже, сугубо административные методы приносят в этих случаях мало пользы, а вот попытки найти компромисс с работодателями оказываются куда более эффективными. Ряд общественных организаций Херсонщины совместно с той же службой по делам детей, школьными психологами и отделами образования взялись помочь таким жертвам беспросветной нищеты, отобрав для социального эксперимента села Обрывка, Масловка и Збурьевка. И как только речь зашла о том, чтобы помочь (а не о штрафах) обнаружить конкретные случаи эксплуатации ребят, занимающихся вовсе не детским трудом, вдруг стало значительно проще. Только в этих трех селах набралось 52 юных батрака, которые поначалу даже не слишком доверяли волонтерам — в жизни они от взрослых видели мало хорошего.
— Чтобы привлечь ребят на встречи, старались создавать максимально комфортную обстановку — угощали их соками и сладостями, дарили письменные принадлежности. Без такого десерта и подарков мальчишки и девчонки не проявляли внимания к тому, что рассказывают об их же правах. Потом диалог наладился — к общению привлекли даже фермеров, у которых дети трудились по найму. После «юридического ликбеза» многие наниматели добровольно сократили для несовершеннолетних рабочий день, стали создавать более комфортные условия, не урезая при этом заработков. У них наконец-то появилось свободное время, в которое школьные учителя помогли им подтянуть запущенные предметы. Их возили на экскурсии, учили традиционным ремеслам — словом, общими усилиями вернули ребятне забытые детские радости, — делится участница проекта, лидер одной из женских общественных организаций Елена Микитась.
Послание к чиновникам несет воздушный змей
Во время своих поездок в Обрывку, Збурьевку и Масловку волонтеры записали немало щемящих рассказов маленьких батраков о своих семьях и судьбах. Они-то и легли в основу книги «Такая тяжелая недетская жизнь», из которой читатели могут узнать, в частности, о 15-летнем Валере, оставшемся без отца с матерью-алкоголичкой. С 8 лет Валерий зарабатывает на пропитание браконьерством: зимой и летом встает в три часа ночи, ставит в лимане сети, а улов к вечеру продает и отдает вырученные деньги маме, взамен получая от родительницы колотушки. 13-летний Сергей — «завсегдатай» соседских теплиц. Зимой он там набивает землей горшки под рассаду, весной ухаживает за ней, потом вяжет редиску с морковкой в пучки и тащит тяжелые мешки на базар, где помогает с продажей. За целый день тяжкого труда получает когда 30, а когда «целых» сорок гривен.
Составители книги считают, что прочесть ее и проникнуться элементарной жалостью к обделенным детям очень даже не помешает и чиновникам в других областях нашей страны. Ведь проблема детской эксплуатации — общая, и не везде отыскиваются спасители-волонтеры.
Цитата
«По данным экспертов, в Украине вынуждены работать более миллиона детей. При этом около 40 % из них трудятся в ненадлежащих условиях. Ежегодно только на сельскохозяйственных работах погибает один ребенок, а 15—16 травмируются и становятся инвалидами» (всеукраинский журнал «Охрана труда», № 5, 2011 год).
На самом деле мы даже не знаем точно, сколько детей в нашем государстве вкалывают «на дядю» вместо того, чтобы учиться, играть, полноценно общаться со сверстниками. Последний раз такие исследования в Украине проводили еще в 1999 году совместно с экспертами Международной организации труда.
...Под конец социальной акции ребятне из Обрывки, Масловки и Збурьевки волонтеры подарили набор красочных воздушных змеев. Счастливые пацаны вдоволь с ними наигрались, а после прикрепили ленточки с надписями-просьбами к Президенту и дядям-чиновникам из правительства не отбирать у малышни ее право на детство и запустили свои наивные послания в небо. Авось и долетит какой-нибудь прямиком на Банковую!
Сергей Яновский, "Голос Украины"