Проблемы, рожденные границей с анексированным Крымом
Жертва аграрной реформы
Левобережная часть Херсонской области, как и Бессарабия в Одесской области, издавна считались региональными, с развитым овцеводством. Правда, в Херсонской области, в основном, разводили и выращивали тонкорунную породу овец. Сказывалась близость Аскании-Новой, где еще со времен Фальц-Фейна многотысячные отары овец содержались на целинных землях. А в 1916 году здесь открыли отделение Петровской сельскохозяйственной академии по овцеводству. В 30-е годы прошлого века здесь был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт гибридизации и акклиматизации животных, имени Иванова. В настоящее время он является институтом животноводства степных районов.
Именно здесь выдающийся селекционер Михаил Иванов создал лучшие породы овец для степной зоны. Заслуга Иванова и его последователей в том, что они заботились не только о выведении новых пород тонкорунных овец, но и создания крупных овцеводческих хозяйств для получения товарной продукции – мяса и шерсти. В Херсонской области функционировало несколько десятков крупных овцеводческих хозяйств. Одним из крупнейших совхозов был совхоз «Красный Чабан» Колончакского района.
Мне часто приходилось бывать в этом хозяйстве. Оно всегда славилось высокими настригами тонкорунной шерсти. Хозяйство располагало земельными угодьями на площади 11,7 тысяч гектаров, в том числе более девяти тысяч гектаров пашни, 141 гектар орошаемой земли. На этих площадях содержали ежегодно 26 тысяч голов овец. В среднем, с одной овцы настригали по 3-4 килограмма шерсти. В настоящее время товарное поголовье овец ликвидировано.
В годы бездарного реформирования сельского хозяйства руководители страны во главе с Леонидом Кучмой не имели четкого представления, каким должен быть аграрный сектор. Землю лишили коллективного хозяина. Животноводческие фермы ликвидировали, в надежде на то, что страну молоком и мясом обеспечат мелкие и частные хозяйства. Никто не подумал о том, как сберечь и развивать племенные хозяйства. Поголовье просто пустили под нож. А ведь это был золотой фонд страны.
В число ликвидированных крупных товарно-племенных сельскохозяйственных предприятий попал и совхоз «Красный Чабан». Как рассказал председатель сельского совета Андрей Сучок, в годы «реорганизации» их совхоз попросту распродавали: ликвидировали кошары овец, в том числе и племенных, пустили под нож. Землю распаевали. Теперь овцы остались лишь в частных подворьях. В общей сложности, в селе с населением почти три тысячи человек, едва насчитается 300-400 голов овец (а было 26 тысяч!).
Сейчас же все, кто получил землю при распаевании, в основном, объединились в небольшие фермы или самостоятельно обрабатывают паи. Но многие сдали землю в аренду, а то и в субаренду.
Все это привело к тому, что для многих жителей села Красный Чабан стало проблемой найти работу. Все, кто мог, уехали в другие районы области и в соседний Крым. Но многие здешние жители нашли работу на соседнем крупном заводе «Крымский титан», который находится всего в трех километрах от села Красный Чабан, но на территории Крыма. Завод начал функционировать в 1969 году. С 1971 года здесь изготовляли минеральные удобрения. Но главной продукцией оставался диоксид титана, а также железно-окисный пигмент, серная кислота, жидкое стекло, железный и медный купорос. Завод стал крупнейшим предприятием в Европе по изготовлению этой продукции.
Завод хотя и считался крымским, но расположен на границе с Херсонской областью. Соседние Каланчакский и Чаплынский районы из-за особенностей производства все эти годы находятся в экологически опасной зоне. Здесь часто идут дожди, насыщенные вредными парами, отчего гибнут растения и деревья на приусадебных участках жителей. Развитие титанового завода требовало значительного количества рабочих. Основная их часть находилась в новопостроенном городе Армянске и в Красноперекопске. Доставляли рабочих на завод автобусами. Именно здесь нашли себе работу жители Красного Чабана и других сел Каланчакского и Чаплинского районов. Близость завода давала возможность вчерашним аграриям получить постоянную работу и освоить новые профессии.
Проблемы, рожденные аннексией Крыма
Новые рабочие места, полученные на заводе «Крымский титан», позволяли сельским жителям нормально жить и обеспечивать семьи. Плюс, естественно, продукция собственных подворий. Более 300 человек имели постоянные заработки на соседнем предприятии. А всего на заводе было занято около 800 человек из соседних районов. При этом, проблем с доставкой на завод и обратно не было: на линии работали автобусы предприятия.
К сожалению, такая спокойная жизнь жителей региона резко изменилась, когда образовалась граница с Крымом. Возникали проблемы с пересечением границы. Однако, больше всех при этом пострадали те, кто работал на заводе «Крымский титан». Как только предприятие стало заграницей, все рабочие из Херсонской области перешли в статус иностранцев. А по новым правилам с их зарплаты начали удерживать дополнительные налоги. Но на этом сложности не закончились. В ноябре 2014 года, всех иностранцев предупредили о том, что отныне завод должен работать в рамках российского законодательства. Поэтому все, кто проживает на территории Украины, в 2015 году были уволены.
Дирекция завода всем «иностранцам» разъяснила, что для зачисления на работу необходимо оформить трудовые патенты по новому, российскому законодательству. Это сообщение привело в настоящий шок вчерашних рабочих завода. Люди организовали протест. Но других мер, как перекрыть железнодорожную ветку, которая идет на завод «Крымский титан» не нашли. А это грозило параличом предприятия. Директор завода Сергей Косенко вынужден был сам встретиться с протестующими. Он заверил, что дирекция всячески будет способствовать оформлению трудовых патентов и большинство уволенных снова будут приняты на работу. Он пообещал, что обеспечит всех желающих транспортом в Симферополь для оформления трудовых патентов.
И все же, проблемы остались. Всем, кто желает работать на крымской территории, необходимо сдать экзамены на знание русского языка, права и истории России. Правда, экзамен должны сдавать те, кто окончил украинскую школу после 1991 года, а кто окончил ее раньше, пройдут лишь собеседование. Люди согласились на все условия, лишь бы иметь постоянную работу. Они согласны ежемесячно отчислять деньги в Пенсионный фонд Украины, чтобы обеспечить себе пенсию. Между прочим, дирекция завода «Крымский титан» заинтересована в возврате рабочих Украины, так как в Крыму, в связи с отдаленностью предприятия, сложно найти специалистов, которые получили специальность, уже работая на заводе. Важно теперь решить проблему доставки рабочих через границу, которую украинские жители должны пересекать ежедневно дважды.
Граница породила еще ряд проблем. Особо сложно приходится тем, кто направляется автотранспортом в Крым. Как сообщил Андрей Сучок из Украины на полуостров идут две дороги. Их давно не ремонтиовали. У КПП образуются многокилометровые автомобильные очереди. Водителям приходится простаивать несколько суток, чтобы пересечь границу. Понесли ущерб и те, кто получил землю при распаевании. Теперь на обустройство границы отошло 1 200 гектаров пашни, которая раньше принадлежала жителям Красного Чабана. Но особую тревогу среди жителей приграничных районов вызывает опасение остаться без электроэнергии. Дело в том, что эти районы получают электроэнергию от завода «Крымский титан». Украина все время угрожает отключить Крым от электроэнергии. Тогда, естественно, Крым лишит электроэнергии херсонские села. Так что украинские руководители должны помнить: лишая Крым электроэнергии, они оставляют без электричества жителей Херсонской области.
Между прочим, электроэнергия необходима приграничным селам не только для обеспечения бытовых нужд жителей региона. Она играет важную роль в обеспечении полей поливной водой. Дело в том, что в этом, очень засушливом районе без орошения высокий урожай не получишь. А подача воды на поля возможна только при работе насосных установок, которые приводятся в действие электроэнергией, получаемой от завода «Крымский титан». Ни Чаплинский, ни Каланчакский районы не могут получить электроэнергию от сетей Херсонской области.
Новая граница породила и много других проблем, особенно это отразилось на экономике. Продукция сельского хозяйства Чаплинского молокозавода большей частью отправлялась в Крым и Донецк. Сейчас сбыта собственной продукции нет. Кроме того, для жителей возникла информационная проблема приграничных районов. Они вынуждены смотреть телепередачи только через крымские ретрансляторы: украинские телецентры посылают очень слабый сигнал.
Александр СОЛДАТСКИЙ, «Слово»