Военное ведомство Украины предпочитает не замечать на Херсонщине проблем с медицинской помощью раненым в АТО.
Сделал шаг сквозь огонь
Константин Костецкий - коренастый мужчина гвардейского роста (на фото). Встретишь его на улице и никогда не догадаешься, что в 41 год он даже сесть не может без пронзительной боли, и эта боль еще неизвестно сколько будет его спутником. На здоровье Константин Анатольевич никогда не жаловался, а в июне прошлого года слесаря хлебозавода города Новая Каховка мобилизовали в армию. Попал в 28-ю бригаду, дислоцированную под Одессой, прошел выучку и уже как радиотелеграфист второго батальона двинулся на позиции возле Карловки на Донетчине. Там и под минометный обстрел попадал, и снаряды из «Градов» неподалеку ложились. Но осколки и пули проходили мимо, пока бойцу пришлось пройти сквозь огонь, чтобы такой ценой спасти жизнь.
- Сплю в землянке, вдруг просыпаюсь от резкого запаха дыма. Что случилось - не пойму: то ли прямое попадание снаряда, то ли от буржуйки пожар начался. Но на выходе стоит сплошная стена пламени! Пытался поднять крышу, и где там - тяжеленные дубовые бревна, присыпанные землей, не поддались. Что делать, побежал через выход. Добрался до свежего воздуха, а мне кричат: «Ты горишь!». Приехала машина скорой помощи забрала в больницу в Курахово, а затем военным бортом переправили в Днепропетровск. Там и начались мои хождения по мукам, - рассказывает участник АТО.
В той землянке, которая стала для Константина огненной ловушкой, он получил ожоги пятой части тела - обеих ног, рук и лица. Долгое время не чувствовал вкуса и запаха - были поражены верхние дыхательные пути. В Днепропетровской городской клинической больнице № 2 ему сделали операцию аутодермопластики, и ожоги пламенем было настолько глубокими, что раны никак не заживали. Только после лечения родоновыми ваннами в Кривом Роге язвы на теле понемногу начали рубцеваться, и после почти двухмесячного пребывания в госпитале его отправили домой на 15-дневную реабилитацию. И этот срок истек, а лучше мужчине не стало. Правую ногу он и сейчас не может долго держать согнутой - боль отдает аж в сустав. Сидеть защитнику Отечества также больно и спать он может только в определенной позе. Снова посетил медиков и понял: до полного выздоровления придется пройти долгий путь.
Чтобы долечиться, обожженном радиотелеграфисту нужно больше времени. «Прошу понять меня правильно: я не желаю уклоняться от службы. Однако с таким состоянием здоровья от меня в армии толку мало: только раны будут гнить, и буду зря переводить паек. Нуждаюсь в продлении отпуска», - говорит Константин.
Воинов полно - госпиталя нет
Но с увольнением со службы не складывается - обратился к городскому военкомату Новой Каховки, а там сказали, что пройти ВЛК по месту жительства нельзя, потому что она только для призывников. Посоветовали ехать к командиру части и брать направление на комиссию. А командование - в зоне боевых действий! Был бы на Херсонщине хоть один-единственный военный госпиталь, можно было бы туда обратиться. Однако его нет. Это в то время, когда фактически страна находится в состоянии войны. Пациентов из добровольческих батальонов и ВСУ тут постоянно приходится «раскидывать» по обычных больницах в сельских районах Херсонщины и в областном центре. В госпитале ветеранов Херсона уже прошли курс физической и психологической реабилитации семеро бойцов после ранения, в областной клинической больнице эвакуировали шестерых мобилизованных батальона «Збруч», пострадавших после взрыва и пожара в палаточном городке возле села Красный Чабан Каланчакского района области. Даже в Херсонском кардиодиспансере лежат четыре солдаты и офицеры с инсультами и стенокардией: одних забрали прямо из окопов на административной границе с оккупированным Крымом, другие прибыли в отпуск с АТО и «полезли» болячки, которые на фронте «давили» адреналином. В медикаментах и профессиональной помощи никому из них не отказывают, но осуществляется эта помощь исключительно за счет волонтеров и скромных резервов самих медицинских учреждений, которые и без того едва сводят концы с концами. Больные и раненые военные лечатся бы «на общественных началах».
«Кому должен - всем прощаю»
Финансируются они бюджетами из расчета количества населения региона, а на военнослужащих из частей, расположенных на Херсонщине «временно», никакие расходы не предусмотрены. Однако без такой помощи даже при отсутствии боевых действий не обойтись. Со стороны Крыма материковую часть Украины сейчас прикрывают более десяти тысяч защитников, и там нет никаких медсанбатов и госпиталей. Поэтому на юге Украины сейчас уже позарез нужен военный госпиталь с возможностью для солдат и офицеров ВСУ проходить там лечение и реабилитацию, ВЛК для определения возможности дальнейшего прохождения службы. И это не только мнение медиков, но и позиция местной власти. Вот только поддержки в Киеве она никак не найдет.
К тому же, строить военный госпиталь с нуля в Херсоне не надо. Здесь уже есть заведение, которое можно частично перепрофилировать для нужд армейцев. Это железнодорожная больница областного центра, которую с начала нынешнего года перестали финансировать за счет государственного бюджета. После серии «оптимизаций» количество койко-мест здесь сократили с 360 до 120, но помещение и оборудование остались, да и костяк трудового коллектива сохранился. При условии поступления средств и заинтересованности оборонного ведомства здесь за несколько месяцев можно развернуть реанимационное и хирургическое отделения, наладить работу ВЛК и т.д. Но именно заинтересованность отсутствует: видимо, столичные чиновники в генеральских и полковничих погонах предпочитают придерживаться «экономного» кредо: «Кому должен - всем прощаю».
ЦИТАТА
Директор Департамента здравоохранения Херсонской облгосадминистрации Виктор Короленко:
«Полностью поддерживаю убеждения коллег, что хотя бы один военный госпиталь в крае позарез нужен. В течение последних месяцев дважды обращались в Министерство обороны Украины с просьбой принять решение о его создании, с финансированием за счет госбюджетных расходов на армию. И дважды получали плохо мотивированный отказ».
Сергей Яновский, Голос Украины