Кто бы что ни говорил, а сегодня наше народное образование достигло мировых вершин. Знания – знаниями, но в жизни любой школы особенно важны воспитательные мотивы. А у нас они иногда даже оглушают. Так, в одном учебном заведении рассорились заведующая учебной частью с председателем профсоюзного комитета, свято блюдущим интересы рядовых членов коллектива. Как она там их защищает, не ведаю, но себя в ссоре с завучЬю профсоюзная берегиня защитить не смогла. Интересно, что отношения между этими особами испортились из-за сущего пустяка. Видите ли, что-то не поделили меж собой барышни, да завуч так отметелила профорга (заметьте: в рабочее время, в помещении школы, еще и в присутствии учеников!), что последняя попала в больницу, где несколько недель коротала в грустных раздумьях про физические преимущества своей обидчицы.
Надо ли говорить, что по сей день обе дамы учат светлому и доброму, не забывая, на радость учащимся, выяснять между собой ТРОГАТЕЛЬНЫЕ (в буквальном смысле!) отношения.
Группа родителей и выпускников другого учебного заведения пожаловалась руководству образовательного ведомства на свою директрису. Суть жалобы типична для нашего времени: мадам-директор нечиста на руку, выстроила коррупционные схемы, далее цитирую по тексту, заботливо выложенному на местных интернет ресурсах: «Нельзя ступить ни одного шага, не заплатив денег директору: поступление в первый класс, настоятельные требования поздравить с праздниками, днем рождения, откаты за школьные ремонты… И как следствие … благосостояние директора растет не по дням, а по часам: капитальный ремонт её квартир, новый катер с дорогим мотором, ремонт дачи, дорогая машина с нуля, новые шубы, зарубежные поездки за счет детей…».
Не обошлось в письме и без веяний времени. Для пущей демонизации незадачливой директорши приводятся ссылки на её поддержку снесенного Революцией Достоинства режима, ожидание российских танков, фразы типа: «Путин придет – вот тогда я развернусь на полную».
Честно говоря, подобная чушь никогда бы не заставила меня взяться за перо, ведь почти нету школ, где все довольны своим руководителем. Тем более, сплетни расходятся куда лучше в устной форме, чем в письменной. Но есть в этой жалобе одна деталь, мимо которой мои сорок лет работы в школе не дают равнодушно пройти. Для её проверки не надо никаких бухгалтерских ревизий, а достаточно просто поговорить с взрослыми и детьми. И тогда уже решать, что делать дальше.
Но прежде – о самом учебном заведении. У него долгая, добрая слава. В царские времена его директор, барон Корф, имел по табели о рангах чин выше, чем у губернатора. Это была подлинная цитадель интеллигентности и высокой нравственности.
Сегодня про эту школу такое не скажешь. В описываемой мною жалобе руководителя учебного заведения обвиняют в «грубом, нетактичном обращении с учителями, с использованием нецензурной лексики при маленьких детях», что для любой настоящей гимназии поистине немыслимо.
Скажи, мой добрый читатель, ты можешь себе хоть на минутку представить, чтобы барон Корф, которому еще предстоит стать личным советником царя и директором Императорской библиотеки в Петербурге, позволил себе безудержно гнуть матом, как марьяжный извозчик, да еще и в присутствии младого пытливого племени?!
Вот и я не могу. К тому же есть один нюанс: матерная брань никого не украшает. Плохо, когда матерятся мужчины. Но еще хуже воспринимается площадная ругань из уст женщины – нежной девушки, заботливой матери, доброй бабушки. Это же как надо опуститься, чтобы от дамских велеречений окружающих брала оторопь…
В детстве читал, что у тех, чьи уста постоянно изрыгают грязную ругань, непременно со временем чернеет во рту. Возможно, поэтому я всегда боялся представительниц слабого пола, привечающих честной народ по матушке. Вдруг засмеется хулительница, да обнажит ротовую жерловину, а я, пораженный кромешной чернотой, не сдержусь и испуганно отпряну…
Кстати, знаком с одной интернет – подругой, которая сыплет матом в Сети, как корова лепешками на дворе. Возможно, она училась в этой школе, а может её освинячили в другой, но суть дела это не меняет: пусть внешне эта прелестница и неплоха, особенно когда молчит, но в слуховом и писчем плане всё равно отвратительна.
Вернемся к школе, где у главной педагогини, так сказать, учителя учителей, вот – вот очернятся уста сахарны. Объективности ради, ищу причины, по которым наставники переходят с детьми на мат. Ищу и не нахожу. Может, в такой форме они готовят учеников к жизни. Только зачем? С этим неплохо справляется улица, не говоря уже про некоторых родителей, просвещающих своих кровиночек в плане «мать-перемать» с ясельного, если не с утробного, возраста.
Другое дело, если здесь замешаны государственные интересы. Например, обществу, год от году сдающему позиции былой интеллигентности, с целью усугубления процесса срочно требуется подключить к нему общеобразовательную школу. Тогда действительно имеет смысл ввести в учебные программы новый предмет «Матерное слово». И начинать такой эксперимент лучше всего именно с нашей уважаемой гимназии. Устроить дни общения взрослых и детей исключительно на языке агрессивной шпаны. «По фене ботать» - с утра и до вечера. Только вначале переименовать директора - в «пахана», а саму школу - в «зону», чтобы выглядело романтичнее.
Возможность такого экзотического варианта косвенно подтверждается официальным ответом управления образования. В начале этой бумаги (составленной в лучших образцах отечественного канцелярита) идут в адрес родителей слова теплой благодарности за «неравнодушие к развитию и функционированию учебного заведения». Чувствуется, что автор – милая женщина, глубоко озабоченная состоянием дел в опекаемой нею отрасли.
Далее, видно в порядке общего развития жалобщиков, сообщается, какие вопросы организации учебно-воспитательного процесса призван решать директор, типа: «принимать управленческие решения, не допускать нарушений действующего законодательства и содействовать успешной деятельности учебного заведения». После чего идет главное: чиновница информирует о принятых жестких мерах. Что это за меры? Вы не поверите! Оказывается, с директором гимназии проведена обстоятельная беседа, в ходе которой руководителю указано на необходимость придерживаться принципов прозрачности и гласности в управлении вверенным ему учебным заведением, а также соблюдения «высокой культуры общения и морально-этических норм, которые будут отвечать ожиданиям общественности и обеспечат доверие родителей».
Угадайте с двух раз: того ли ожидали родители?!
Между тем, реакция директора на жалобу соответствует её бесхитростному внутреннему облику. Она собирает коллектив и говорит, что все в этой телеге неправда. А после, замешкавшись, самокритично признает, что иногда действительно у нее «прорываются не те словечки». Что это значит? А только то, что даже после «обстоятельной беседы» со своим начальством человек так и не понял, что главное это не «катера с мотором», квартиры, шубы и машины – там сам черт ногу сломит! – а именно «те шаловливые словечки», которые частенько слетают с её не дружащего с головой ротика.
Прочитал эту статью старинной приятельнице, коллеге, тоже в свое время руководившей школой. Реакция этой выдержанной, благовоспитанной дамы меня несколько смутила. Разволновавшись, она даже руками всплеснула:
- Они что там – с ума посходили? Какие беседы? С кем и о чем? Да её надо немедленно гнать, причем, не только от детей, но и от взрослых!
Она горячилась, а мне стало жаль попавшую в переплет директрису. Большое дело – гнет матом! Да просто говорит на общепонятном, выразительном, ёмком языке. Использует речь, звучащую у большинства учеников дома. Которой изъясняются в лучших чувствах папа с мамой, и мама с любимой свекровью. И это никому не мешает, а наоборот, служит действенным средством для теплоты семейного общения.
Другими словами, это свой директор. Эта наша элита. Эта наша жизнь, будь она не ладна…
Виталий Бронштейн
P.S. Барон Корф! Не вертитесь в гробу пропеллером. Вас не поймут праправнуки ваших воспитанников.