Нужно было съездить в Херсон по делам. Ехали на машине. По дороге первая техническая остановка на автозаправке еще на территории Крыма. Ассортимент меню в кафе скуден, полки магазина – практически пустые. Из динамиков доносится: «Пульса нет и уже не будет».
Водитель поясняет: «Pulls – это такое дизтопливо». Вспомнила, что впервые увидела такие автозаправки-комплексы с магазинами, туалетами и кафе в Турции в 1997 году. Казалось, что в Крыму они появятся очень нескоро. Теперь заправки есть, а людей на них нет…
Границу пересекаем довольно быстро. Еще одна остановка на автозаправке, теперь уже на материке. Через оконное стекло видно изобилие товаров в магазине. Машину просят заправить на полный бак, сколько влезет, своим любимым импортным бензином. К нам его уже не завозят.
Заезжаем в город. Желто-синие флаги повсюду (их больше, чем в Крыму «триколоров»), работающие банкоматы и цены только в гривнях. Ну наконец-то! Слава Украине!
В ТРЦ «Фабрика» попутчики первым делом несутся в «МакДональдс», который тоже ушел из Крыма – соскучились по тамошней еде. Мне остается порадоваться отсутствию у себя подобных гастрономических пристрастий и бежать в другую сторону за покупками по списку заказов из Крыма – от обложки на украинский паспорт и лекарств до конкретной модели мелкой бытовой техники. У нас этого уже либо нет в наличии, либо намного дороже.
Местным напоминаю: «Любите и берегите Украину, пока она у вас есть. Мы тоже не думали, что ее могут так внезапно отнять». В ответ сочувственное: «Вы, наверное, из Крыма?». Да, догадаться несложно…
Дела сделаны, возвращаемся обратно. На этот раз на границе пришлось ждать 3 часа. Легковые и грузовые автомобили пропускают поочередно. Увидела, что в Крым с материка везут не только продукты, но даже, например, стройматериалы в виде железобетонных плит и каких-то блоков. Картофель ввозить запретили, но в грузовом микроавтобусе впереди нас виднеются прозрачные мешки с отборной мытой морковью, капустой, болгарским перцем, чесноком… Без Украины обойтись не получается.
Угнетает не столько стояние в очереди, столько понимание того, что границы здесь не было и быть не должно…
Украинские пограничники находятся, по сути, в чистом поле. Оттого и лица у них загорелые. Попутчики возмущаются отсутствию надлежащей инфраструктуры («жалко парней»), но я бы не хотела, чтобы здесь была такая же капитальная граница, как на той стороне. Российские пограничники явно неместные, румяные и белолицые. Сидят под капитальным металлическим навесом в пластиковых будочках. Кстати, они спрашивают не про паспорт (украинский или российский), а прописку – с крымской не надо заполнять миграционную карту.
Почему-то вспомнилась прошлогодняя турпоездка в Венгрию. Это уже вполне европейская страна. На фоне повсеместной чистоты и порядка вдруг проезжаем мимо заброшенных двухэтажных каменных построек и другой капитальной инфраструктуры в запущенном состоянии. Гид поясняет: «Здесь размещался континент советских войск». Они ведь тоже думали, что будут там всегда… Странно, что венгры не нашли применения этому хозяйству. То ли побрезговали (говорят, в Германии посчитали слишком дорогостоящим делом приведение в порядок подобной территории – уж больно она была загажена советским человеком), то ли оставили на память…
На тех, кто пользуется железнодорожным транспортом, гнетущее впечатление теперь производит Джанкой. Некогда оживленная станция, мимо которой не проходил ни один товарный или пассажирский поезд, теперь превратилась в безлюдный военизированный пограничный контрольный пункт. А ведь в последние годы это был, пожалуй, самый красивый вокзал в Крыму. Провожающих и встречающих к вагонам теперь не подпускают, только самих пассажиров с билетами на ставшие редкими поезда. Товарняки не ходят. Торговавшие на перроне также остались не у дел. Жители города мечтают вернуться к мирной жизни. Они ведь не думали, что «крымнаш» будет таким...
Эльзара Бешуйли, Крым. Реалии