Странное дело, но у нас, у евреев, всё получается немножко не так, как у других. Вот и страшная катастрофа нашего народа, потерявшего 6 миллионов в горниле Второй мировой войны, почему-то отмечается разными датами.
В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН установила Международный день памяти жертв Холокоста (резолюция № 60/7), взяв 27 января, день освобождения советскими войсками концентрационного лагеря Освенцим, за официальную дату отмечания этой трагедии.
В Израиле – это День Катастрофы и Героизма (Йом Ха-Шоа), отмечаемый по еврейскому календарю 27 нисана – день начала восстания в Варшавском гетто. В григорианском календаре это «плавающая» дата, предложенная первым премьер-министром Израиля Давидом Бен Гурионом, может соответствовать промежутку между 7 апреля и 7 мая.
Есть и Международный день памяти жертв фашизма, отмечаемый во второе воскресенье сентября, так как именно на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты – день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года), что и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.
Ну, объяснение разницы между первой и второй датой на поверхности: премьер-министр Бен Гурион ввёл чествование погибших евреев, жертв фашизма, сразу после войны. А вот на то, чтобы эта трагедия была признана на самом высоком уровне, в Организации Объединенных Наций, где значительная часть стран не питает, скажем так, особого пиетета к Избранному народу, понадобилось, как мы видим, более полувека.
Вопросы чаще всего возникают по другому поводу. В Сети на форумах нередки соображения такого типа: «Праздники - это одно, а дни памяти - совсем другое.
В данном случае получается, что евреи себя отделяют от всех остальных жертв фашизма. Мне непонятна сама суть этого дня. Для чего нужно было разделять жертв на евреев и остальных? Чтобы лишний раз доказать существование Холокоста? Или чтобы выделить евреев как особо пострадавших?».
На первый взгляд, подобное мнение вполне аргументировано. Но лишь на первый. Потому что между жертвами фашизма есть существенная разница: погибшие в ходе боевых действий, бомбёжек и артобстрелов населённых пунктов, от болезней и голода, то есть по причинам, свойственным любым войнам и имеющим в определенной мере случайный характер: одного пуля губит, другого – милует. И уничтоженные только потому, что фашистская идеология объявила их виновными от рождения - за кровь, текущую в их жилах. То есть целенаправленно и системно. Ко второй категории относятся только евреи и цыгане, своей горькой участью заслужившие отдельной даты увековечивания.
Общеизвестно, что подлинные корни и причины того, что принес 20-му веку человек по фамилии Гитлер, находятся в сфере морали и нравственности. А так как признанными экспертами в таких вопросах принято считать профессиональное духовенство, то я и спросил у приятеля-раввина Айаля Барака: видит ли он различия, а если да, - то какие – между массовым уничтожением людей, скажем, во времена средневековья и тем, что предложили человечеству германские нацисты в середине 20-го века?
- «Конечно, разница есть, - отвечал раввин, - и начинать нужно с того, что нацизм – современен и взял на вооружение все самое современное: философию, идеологию и даже способы умерщвления людей.
Не просто – палкой по голове, а душегубки, крематории, губительные медэксперименты. Еще бы, в роли заурядного убийцы здесь выступила интеллигентнейшая европейская нация. Вот и вся разница…
Так получилось, что бросив вызов человечеству, свой главный удар нацисты направили против моего народа. Они присвоили себе право решать, кто имеет право жить на свете, а кто – нет.
Но прежде провели своеобразную разведку: как отреагирует мир на уничтожение больных и слабых – людей с умственными или психическими недостатками.
Немецкие генетики изобрели формулу: «Жизнь, не стоящая жизни, должна быть прекращена»!
В 1940-ом погибли первые тысячи душевнобольных и калек. И мир промолчал! Были, значит, дела поважнее: шло очередное первенство по футболу. А на смену уже шли другие категории несчастных. И снова – молчание, молчание, молчание… А как же - проходила международная парусная регата.
Для нашего небольшого народа 6 миллионов погибших – это цифра, которая не укладывается в сознании. Наше тело имеет рану, которая уже шестьдесят лет не может зажить, а может быть, не заживет никогда. Ведь мы потеряли часть себя, немалую часть…
Вот почему после войны эти шесть миллионов отовсюду гонимых и никому при жизни не нужных мучеников, сгоревших в Катастрофе, решением Кнессета получили посмертно израильское гражданство.
Так что, нас, израильтян, сегодня целых двенадцать миллионов. Правда, большая часть, свыше шести миллионов уже давно на Небе. И нам, оставшимся, не надо напоминать, что мы живем и за себя, и за них. И не хотим, чтобы подобное повторилось ни с нами, ни с каким-либо другим народом. Гарантом тому – наша память.
Такая страна и такой народ. Недаром мудрец сказал:
- «Ничто на свете не бывает таким целостным, как разбитое сердце».
Мне кажется, это сегодня очень подходит к нашему народу.
А в завершение скажу: чем дальше от нас эта вселенская трагедия, тем больше непонятных вещей смущают сознание ее исследователей.
Наступило время странных подсчетов. Неутомимый преследователь уцелевших палачей Симон Визенталь после осуждения очередного нацистского преступника взял калькулятор и разделил несколько цифр. И получилось, что гуманный европейский суд определил в наказание преступнику – по полторы минуты тюремного заключения за каждого загубленного им человека…
Вообще, фашизм – это весьма емкая человеконенавистническая система. Мне не забыть шок, который я испытал, прочитав документ о том, что нацистское руководство специально собиралось более десяти раз с целью выбора газа для умерщвления несчастных, так сказать, проводило своеобразный тендер. Требования к газу: чтоб был бесцветен, без запаха, убивал быстро и без мучений. Мол, долг наш, конечно, очистить мир от всяких недочеловеков, но мы же – цивилизованные люди, европейцы, зачем причинять лишнюю боль этим насекомым!
Так появился и сразу попал в мировую историю газ Циклон-Б», - завершил раввин.
Фашизм – это отдельная горькая страница в истории человечества. Если брать медицину, то более всего ему соответствуют канцерогенные заболевания. Те же злокачественные опухоли, которые вначале нередко приводят к желанному похудению, в конечном счете, никому не идут на пользу. Человечество не знает ни стран, выигравших от правления фашистов, ни наций, обогатившихся духовно или материально благодаря «коричневой чуме». Идеология нацизма уникальна по своей губительности: она несет гибель всем: как своим рьяным адептам, так и им противостоящим, ей не должно быть места в цивилизованном обществе. И гарантом против рецидива этого умопомрачения является человеческая память.
Виталий Бронштейн