«Умение себя унизить – трудно поддается разумному объяснению, - писал я недавно на своей страничке фэйсбука. - Ситуация в Крыму возникла не сегодня и не вчера. Крымчане знают, какие зарплаты у российских бюджетников и военнослужащих, размер их пенсий и прочие заманчивые штуки. К тому же, они хорошо помнят 2005, когда представитель Ющенко - национально пересвидомый Матвиенко, свой крымский вояж начал с переименования русских фамилий на украинский лад. Вряд ли это многим понравилось. Если сюда добавить криминализацию Крыма и беспредел с продажей уникальных прибрежных земель, то – нравится это нам или нет - нетрудно прийти к выводу: чем слабее и беспомощнее погрязшие в коррупции власти Украины, тем сильнее тенденции большей части крымского населения уйти под протекторат более стабильного государства.
Другая наша беда – махровая, хуторянская глупость. Не менее коррупции, простых людей раздражает скудоумие власть предержащих, унижающее и оскорбляющее всё мыслящее украинское общество. Судите сами: так ли уж это было нужно, придя к власти, первым делом, менять закон о языке? Чтобы уже через несколько дней, осознав, как это воспринято на юге и востоке, внезапно возлюбить русский, проводя во Львове дни русского языка и даже сгоряча пообещав выпустить на нём книжку... Неужели кому-то могло прийти в голову, что такой показухе поверят?!
Не стану кого-то винить или оправдывать. Считаю, что люди одной исторической общности и веры рано или поздно вновь станут братьями, и ситуация со временем изменится к лучшему. Есть болезни, которые лечит только календарь. И нынешняя – по-моему, из этого ряда.
Правда, кое-что может остаться надолго. Стыд с одной и другой стороны. Россиян - за то, что они в эти дни делали. А украинцев, руководства и военных - за то, что НЕ делали. За сдачу боевого оружия в чужие руки, а после - демонстративные марши со знамёнами и хоровым исполнением Гимна как признака несомненной солдатской удали...
За командира в\ч, старшего офицера, попавшего по пьянке в ДТП на своём квадроцикле и предавшего своих солдат, чтоб избежать ответственности. Или адмирала-перебежчика, про которого и вспоминать-то не хочется…
Что ж, еще одно доказательство того, что нельзя одновременно грабить свою страну, возводя роскошные замки, - и крепить её обороноспособность. Как это пыталось делать бывшее руководство, и – хочется верить! - не собирается нынешнее. В жизни получается или то, или другое. Когда нет желания кормить свою армию, не стоит пенять на то, что приходится поддаваться чужой».
Меня порадовало, что этот текст был с пониманием воспринят многими читателями, разделившими мои мысли лайками и одобрительными комментариями.
Но нашелся один, который написал: «Ви були сьогодні біля Шевченка та на мосту?» (Возле памятника Т.Шевченко отмечалось 200-летие со дня рождения поэта, а на мосту через Днепр в тот день проводилась акция объединения украинцев право- и левобережья).
На что я ответил: «Не хочу Вас обидеть, но возле Шевченко я не был, потому что мою нацию он оскорблял постоянно, и в еврейской школе, которой я руководил, мы изучали его творчество лишь потому, что оно было в программе, но без особых придыханий и восклицаний. На мосту я тоже не был, ибо в таком возрасте, когда уже не поддаются на разные манипуляции. Зато все эти годы я писал и говорил о прогнившей продажной власти всё, что думаю. И даже судился с одной особой, которая читала на радио выдержки из "трудов" Гитлера. Для ответа на Ваш краткий вопрос - достаточно?»
К моему некоторому удивлению (национальные чувства – достаточно тонкая материя), в последовавшей затем полемике читатели решительно приняли мою сторону.
Вот что написал Виктор Братан, сын талантливого поэта Миколы Братана, гордости интеллигентской Херсонщины: «Виталий Абрамович - 5 +! за ответ по Шевченко. Сегодня возле обладминистрации все надрывались и несли чушь, забыв, что из 5-ти томов его трудов 3 написано на русском, а уж о том, что Карл Брюллов, выкупивший его из крепостничества, был не марсианином, не немцем и не французом, а таки на минуточку - русским художником "ні одна патріотична гидота" не сказала. Почему "гидота"? Відповідаю наперед: тому що справжній патріотизм у баченні досягнень та заслуг і свого народу, і сусіднього, а не просто в тому, щоби впертися писком у власне корито. Тому Шевченко не казав Брюллову "москаль". Та й не знав, що буде на землі український поет Абрам Кацнельсон і.т.д. Так хотілося половині тих балакунів лящів по потилицям навішати за побрехеньки».
Но неугомонный оппонент, задетый за живое, не унимался: «Цитую: "Стыд с одной и другой стороны. Россиян - за то, что они в эти дни делали, и украинцев, руководства и военных - за то, что НЕ делали». А що скажете про Вашу народність? Відсидітись на березі річки не вдасться…»
Мне не пришлось отвечать, потому что за меня это сделал Михаил Подгайный, старший научный сотрудник Херсонского краеведческого музея, имя которого хорошо известно в наших краях. Он написал: «Так они и не отсиживались. Среди Небесной сотни человека три, как минимум, - евреи. А это гораздо больше, чем процент в составе населения по Украине». На чём полемика, по сути, прекратилась.
А я для себя сделал вывод. Конечно, мы все – очень разные. Но тяга к правде и справедливости есть у каждого. Люди умеют отличать правду от лжи, искренность от оплаченного пафоса. Именно на этой почве можно и нужно добиваться общественного понимания и согласия.
Виталий Бронштейн