Хозяйка бутика рядом с Днепровским рынком Людмила Гардеман позвонила в редакцию газеты “Вгору”: “Парковщик облил перекисью и продавщицу, и товар! Еще одна продавщица – с сотрясением в больнице, подозревают трещину шейного позвонка, а у нее маленький ребенок сам дома. Это – настоящий теракт!”
Как рассказывает Людмила Гардеман, она двадцать лет работала на Центральном рынке, там были и свои постоянные покупатели, и оптовые клиенты. А бутик рядом с Днепровским рынком, на углу улиц Мира и Крымской, они с мужем взяли в аренду недавно. Выручка в первые дни была совсем маленькой. И, чтобы привлечь людей, в пятницу вынесли столик с колбасой прямо на улицу Мира. Рядом – и машины паркуются, и другие продавцы с товарами стоят, а это место пустовало.
Коса на камень
Вскоре подошел молодой парень, оказалось, бывший однокурсник ее дочери, Егор Громов. Сказал, что это их парковочная территория, поэтому надо или стол убрать, или платить за место – по 150 гривень в день.
Людмила в ответ попросила показать документы, на каком основании он требует такие деньги. Тем более, паркомата тут нет, значит, и сама парковка незаконная. Есть такой закон. За что он ей, в таком случае, предлагает платить, за какие услуги, – за воздух?
Слово за слово, разгорелся конфликт. Егор вызвал наряд милиции. Патрульные предложили Людмиле решить вопрос миром и убрать тот столик. Но это Людмилу возмутило еще больше:
– Почему “миром”? Я – законопослушный гражданин. Давайте делать все по закону. Штраф? – Не вопрос. Я заплачу, лучше те же 150 гривень государству отдам, чем этим хапугам. Но вы должны, в таком случае, разобраться – на каком основании у меня деньги требуют, чья это территория, в конце концов, убрать другие столы с проезжей части тоже…
Милиция так ни с чем и уехала.
От угроз – к делу?
В воскресенье они с продавщицами снова вынесли столик на то же место. Одна торговала, другая подносила ящики с товаром. Ближе к обеду, вспоминает Людмила, к ним подошел солидный, под два метра ростом, мужчина в кожаной курточке. Показал “корочку”, представился майором милиции Днепровского РОВД, предупредил, что сейчас составит акт и выставленный на улице товар конфискует. И, вдобавок, потребовал на проверку документы на торговлю, санкнижку...
Людмила говорит, что человек показался ей подозрительным, и она начала уточнять: кто его вызвал, на каком основании собирается их проверять. И услышала в ответ, что тот просто…“крышует” Днепровский рынок. После этих слов она тем более отказалась давать какие-либо документы. Мужчина предупредил, что еще пожалеют об этом, и зашел к ним в бутик, вовнутрь.
– Тут смотрю, бежит Егор Громов. Еще показалось странным, что у него какая-то бутылка в руках, а на руку пакет целлофановый натянут, – вспоминает Людмила. – Егор подбегает и из той бутылки чем-то поливает колбасу, брызгает в лицо продавщице. Хорошо, что та успела рукой закрыться. Сразу резко завоняло хлоркой, а он еще и говорит: “Сегодня “белизна”, завтра – кислота”. И убегает. А по пути толкает в спину другую мою девочку, она как раз ящик уносила. Та падает головой на бордюр, теряет сознание… Люди вокруг, что в очереди стояли, крик подняли, в панике разбегаются кто куда. Мы в трансе – девочку откачиваем, вызываем “скорую”, милицию. Потом оказалось, что Егор и в бутик заскочил, и там “белизну” разлил…
Продавщицу “скорая” сразу госпитализировала. Милиционеры опросили свидетелей, упаковали в пакет и опечатали пустую бутылку из-под “белизны”. А попутно хозяйка бутика выяснила, что тот неизвестный мужчина, что собирался конфисковывать ее колбасу и якобы “крышует” рынок – действительно когда-то работал в Днепровском РОВД, но давно уже в отставке.
Угрожают «закатать в асфальт»
Людмила рассказывает, что на следующий день, в понедельник, она попыталась поговорить с хозяином парковки, Громовым-старшим.
– Я хотела на самом деле немного: поставить точки над “і”. И чтоб они возместили наши потери: заплатили за испорченный товар, одной продавщице – за испорченную курточку, а второй – за лечение в больнице (мы сразу прикинули, что колбасы испорчено тысяч на 15, а стали пересчитывать – больше почти в три раза выбросили). Но даже не успела конкретно сумму назвать. Он мне: знаешь что, дорогая, я закрою твой бизнес, а тебя сотру с лица земли, закатаю в асфальт…
Я тогда пошла в прокуратуру, в горисполком. Мы уже поставили бутик на сигнализацию, устанавливаем камеры видеонаблюдения и теперь поодиночке не ходим – страшно.
Тем не менее, Людмила по- прежнему настроена решительно: все должны работать и отвечать по Закону. Нельзя – значит “нельзя” должно быть для всех. И раз парковки без паркомата незаконны (тем более, на проезжей части) – никому не позволительно “наживаться на воздухе”. И заниматься, по сути, рэкетом – с одобрения и городских властей, и правоохранителей.
Оборотная сторона Закона
Директор городского коммунального предприятия “Сервис-Центр” (которое контролирует работу всех предпринимателей-парковщиков) Игорь Грибун признается – с тех пор, как он начал работать в этой сфере, были разные инциденты: и самих парковщиков избивали, и на них жаловались, что те колеса пробивают неплательщикам. Но такой конфликт – впервые.
Что касается законности работы операторов парковок, то тут, с его точки зрения, все в порядке. Когда распределяли места, тендер среди операторов постарались провести как можно прозрачнее. Выбирали, кто может городу предложить наиболее выгодные условия (операторы платят в бюджет не по “чекам”, а фиксированную сумму с каждого метра парковки). На каждую парковку – отдельный пакет документов, с указанием конкретной площади и картой. Работа операторов постоянно проверяется: чтобы территория была чистой, выделена голубой разметкой, стояли дорожные указатели и таблица с названием обслуживающего предприятия и контактным телефоном… И это на улице Мира все есть. А скоро появятся и паркоматы.
Как объясняет Игорь Грибун, когда вышел тот Закон, предприниматели уже взяли землю в аренду, ухаживали за территорией, исправно платили. Они не рассчитывали на дополнительные траты. Чтобы купить, узаконить (паркоматы приравняли к “малым архитектурным формам”, как и полноценные киоски, бутики) и установить один “средний” по цене паркомат, нужно не менее 5 тысяч долларов. А их надо – по одному на каждые 20 мест для стоянки. Поэтому “процесс” и затягивается.
Еще следует заметить – далеко не весь участок улицы от Кулика до 40 лет Октября “парковочный”. Где нет разметки и указателей – это свободная дорога. То, что там стоят чьи-то столы и идет стихийная торговля – Игорь Грибун категорически против этого: “Я понимаю, что люди идут на это не от хорошей жизни. Но это же абсурд – торговать молоком и колбасой на проезжей части”.
А что касается конфликта между хозяйкой бутика и парковщиком, Игорь Грибун обьясняет, что это – не в его компетенции: “Не я их набираю на работу и они мне напрямую не подчиняются, бывают разные ситуации. А чтобы разобраться в этом конфликте, есть другие органы: милиция и суд”
Как сообщили нам сотрудники Днепровского РОВД, по факту порчи товара ведется уголовное дело, по статье 194 УКУ: “Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах”. Минимальное наказание, предусмотренное статьей – штраф от 510 гривень, максимальное – до трех лет лишения свободы.
Виктория Глебова, “Вгору”