Печально , когда родителям приходится хоронить своих детей. Но у пенсионерки из Новой Каховки Маргариты Мартинкевич к чувству невыразимого горя, вызванного смертью единственного сына, добавляется еще и обида и гнев на некоторых людей в белых халатах . Ведь именно те, от кого 51- летний инвалид Игорь Мартинкевич ожидал сочувствия и помощи, добавили ему страданий и унижений в последние месяцы жизни, считает Маргарита Анатольевна. Об этом она написала главе государства , руководству Минздрава и в редакцию «Голоса Украины».
Исповедь матери
- У сына неожиданно появилась опухоль на шее у подбородка . Пошли с ним в городскую поликлинику - людей в коридоре было полно, под кабинетами очереди. Поэтому я заняла сыну очередь на рентген, а он стал ждать прием хирурга. Его очередь подошла раньше, Игорь вошел и уже через несколько минут выходит . Вижу - рана заклеена пластырем , а из-под него кровь течет ! Сын сам озадачен , и говорит : « Хирург без каких-либо анализов и анестезии разрезал опухоль , выжал гной и отправил домой». Вероятно, врачу все казалось простым, но кровь у сына никак не останавливалась , и на третий день после посещения поликлиники он потерял сознание прямо на улице. Вызвали «скорую», но ее бригада также оказалась сторонником простых решений и предположила, что у пациента или эпилепсия, то ли последствия злоупотребления алкоголем. Однако алкоголем Игорь отродясь не злоупотреблял и эпилепсией никогда не страдал! Когда вечером сын потерял сознание вторично, мы встревожились уже не на шутку и добились, чтобы его направили на обследование в Херсон. Там определили , что у него тяжелая онкологическая болезнь, назначили химиотерапию. В онкодиспансере рекомендовали давать еще и препараты для подкрепления сил организма, так рана на шее продолжала гноиться. Но когда мы снова наведались с этой просьбой в городскую поликлинику Новой Каховки , врач отказалась ставить Игорю «систему» , с отвращением заявив: «Мы не будем этого делать, потому что от него пахнет». Я заплакала и спросила врача , где ее клятва Гиппократа, однако дальше она и разговаривать не захотела. Потребовалось обращаться к главному врачу , чтобы инвалиду предоставили эту несложную медицинскую услугу , и то во времена , когда других пациентов нет , - едва сдерживает слезы участница Великой Отечественной войны Маргарита Мартинкевич . - А когда через пять месяцев сын умер , участковый терапевт Новокаховского городской больницы наотрез отказался выдавать справку о смерти, очень настаивая сначала на написании заявления об отказе от претензий в поликлинику. Я написала , поскольку без справки Игоря не дали бы похоронить . Однако странные требования городских врачей показались мне подозрительными , и я попросила предоставить мне копию медицинской карты умершего сына . Когда услышала категорический отказ , обратилась в прокуратуру.
Ошибка или преступление?
Следует отдать должное правоохранительным органам и чиновникам от медицины: замалчивать скандал они не собирались. Департамент здравоохранения Херсонской облгосадминистрации своим приказом № 273 создал комиссию из трех опытных экспертов «для проверки обстоятельств оказания медицинской помощи больному Мартинкевичу» . Ее возглавил главный внештатный хирург, заведующий хирургическим отделением областной клинической больницы Алексей Яновский. Сотрудники поликлиники дружно отрицали возможность ошибок в тактике лечения и оскорбительное отношение к пациенту, у которого диагностировали тяжелую болезнь - карциному слизистой оболочки рта с метастазами в подчелюстные лимфоузлы. Но комиссия после проверки пришла к другому выводу .
- Хирург поликлиники в Новой Каховке не допустил ошибки, когда не стал зашивать рану после удаления гноя из опухоли, ведь ее надо было очищать и после того. Но вот правильность ведения медицинской документации в поликлинике вызывает большое сомнение, - рассказал руководитель экспертной комиссии Алексей Яновский. - Карточку Игоря Мартинкевича , которую я видел, даже подделывать не надо - вместо разборчивых записей в ней какие-то каракули. Нельзя разобрать, кто именно осматривал больного, диагноз ему поставили, как лечили. К тому же , с пациентом и его матерью - человеком преклонного возраста - разговаривали грубо , и это также не является нормой поведения для нормального врача .
Что ж, надеемся , после такого скандала новокаховские медики приучаться хотя амбулаторные карты заполнять не «тайнописью», а более - менее разборчиво. Но правоохранители подозревают в конфликте семьи умершего больного и врачей из поликлиники не только нарушение медицинской этики. Проверив заявление Маргариты Мартинкевич, милиция Новой Каховки открыла досудебное расследование по статье 140 УК Украины . Прокурор Новой Каховки Михаил Захаров, который осуществляет процессуальное руководство ходом следствия, говорит, что о подозрении никого из врачей поликлиники еще не предупредили, и тем более - не задержали или арестовали. «До этого нужно провести еще несколько дополнительных экспертиз и опросить немало свидетелей » , - пояснил Михаил Захаров .
Статья 140 Уголовного Кодекса Украины, по которой квалифицированы резонансное дело, предусматривает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей медицинским работником наказание в виде исправительных работ на срок до 2 лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права заниматься профессиональной деятельностью до 5 лет .
ДОСЛОВНО
В акте служебного расследования , копию которого дана и Маргарите Мартинкевич, четко сказано: хотя «нарушений действующего законодательства в действиях сотрудников Новокаховского городской больницы не найдено» , однако «обращает на себя внимание низкое качество ведения карты амбулаторного больного» , а также «имели место факты нарушений медицинской этики и деонтологии в Новокаховский городской больницы».
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Голос Украины"