Уже прошло четыре года с тех пор, когда в Херсоне случился пожар в одном из частных домов. И это, казалось бы, рядовое событие до сих пор будоражит не один десяток жителей города и нескольких районов области. Но и сегодня нет возможности ответить однозначно, о причинах и следствиях этого события…
Горящий след
20 июля 2009 года в Херсоне по ул. Фрунзе в помещении офиса Кредитного союза «Херсонское общество взаимного кредита» произошел пожар, который уничтожил всю финансовую и бухгалтерскую документацию, касающуюся уставной деятельности союза.
Причиной пожара, как уже более четырех лет думают правоохранительные органы , «вероятно» является поджог. В этом не сомневаются эксперты Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при облуправлении МВД.
Однако, к настоящему времени следствие так и не смогло установить виновных в поджоге офиса союза, и до сих пор, возбужденное в ноябре 2010 года уголовное дело, остается возбужденным «по факту».
По свидетельствам руководства кредитного союза (КС), в совершении поджога следует подозревать нескольких лиц, имеющих невыполненные денежные обязательства перед союзом, и один из которых прямо угрожал совершить поджог офиса союза.
Но доказать причастность указанных фигур следствию не удалось.
В результате пожара Кредитный союз потерял не только имущество, в виде бытовой и оргтехники, компьютеров, техоборудования и мебели, но намного более важное – сгорели все действующие дела членов КС по кредитным и депозитным договорам.
Как указано в материалах следствия, «огнем уничтожена вся бухгалтерская и другая документация, в том числе, и программное обеспечение, которое позволяет кредитному союзу предоставлять финансовые услуги. Из-за этого была утеряна возможность восстановления базы данных членов кредитного союза: анкетных данных, местонахождения вкладчиков и заемщиков, а также, сведений относительно финансовых услуг, которые предоставлялись союзом его членам».
На момент пожара в КС была задолженность по кредитным договорам перед вкладчиками в суме, 6,48 млн. грн., а самому союзу заемщики были должны 9,22 млн. грн.
В результате пожара союз потерял правовую возможность обращаться за принудительным взысканием по кредитным договорам, поскольку после того, как «добросовестные» члены кредитного союза, узнав о потере документов, подтверждающих факт и объем их задолженности перед союзом, просто перестали выполнять взятые на себя обязательства по кредитным договорам. Деятельность КС по возврату депозитных вкладов остановилась. Вкладчики союза потеряли свои деньги…
Кредитная отдушина
Прежде чем рассказать о дальнейших перипетиях в истории «Херсонского общества взаимного кредита» необходимо сделать ремарку, которая объясняет причины, по которым наши сограждане активно участвовали в подобных финансовых организациях.
Кредитный союз (КС) - это финансовая неприбыльная общественная организация, которая действует на кооперативных основах с целью социальной защиты своих членов путем осуществления взаимокредитования за счет их аккумулированных сбережений.
Неприбыльность КС состоит в том, что вся его деятельность направлена не на получение прибыли, а на предоставление кредитных и сберегательных услуг своим членам. КС - это форма самоорганизации людей, которые, объединившись собственными силами, создают для самих себя возможность удовлетворения своих потребностей в финансовой сфере.
КС - это самоуправляющаяся демократическая организация, в которой члены и лишь члены определяют виды услуг, которые ею предоставляются, и устанавливают условия их предоставления.
Как свидетельствует международная практика и собственная история Украины, Кредитные союзы всегда возникали там и тогда, когда людям были необходимые определенные финансовые услуги, но или их не предоставляло ни одно финансовое учреждение в силу непривлекательности данного сектору финансового рынка с точки зрения возможности получения прибыли (коммерческие банки в Украине сегодня), или же такие услуги предлагались на невыгодных, часто грабительских условиях, пользуясь монополией и невозможностью иным образом удовлетворить свои потребности в мелком кредитовании широким слоям населения (ломбарды в Украине сегодня).
В частности, в КС есть возможность получить кредит с индивидуальным подходом. Среди клиентов КС много сельских жителей, у которых есть хозяйство, но работы с фиксированной заработной платой у них нет, и потому банки не хотят с ними работать.
В период кризиса бывало, что кредитный союз, который работает в сельской местности, получал целый автопарк тракторов, которые нужно было продать и получить какие-то деньги. Еще у КС много кредитов идет на обучение, на свадьбы, на похороны — это не банковская ниша.
Другими словами, Кредитные союзы - это финансовый механизм, благодаря которому люди путем кооперирования своих усилий, идей и средств могут получить необходимые услуги значительно дешевле, чем в том случае, когда каждый из них старался бы действовать самостоятельно.
Отечественные КС стали очень популярны в начале двухтысячных годов и данная сфера финансовых услуг активно развивалась до начала кризисных явлений в экономике Украины во второй половине 2008 года.
После 2008 года в Украине, и в нашей области в частности произошло несколько громких уголовных дел, связанных со злоупотреблениями руководителей КС. По этой причине отношение у населения к деятельности КС стало несколько настороженным. Но большинство, ныне действующих на Херсонщине КС, работают законно и являются востребованными.
Путь в никуда
Возвращаясь к истории «Херсонского общества взаимного кредита»: официально следствие по факту пожара и прекращения деятельности союза продолжается.
Отметим, что пострадавшие вкладчики союза обвинили руководство КС - законно избранного Председателя правления Валентина Юдина и исполнительного директора союза Сергея Хижняка в завладении их вкладами.
Под влиянием бесчисленных жалоб и пикетов инициативной группы пострадавших вкладчиков, в ноябре 2010 года правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту завладения денежными средствами вкладчиков.
Хотя ранее, из-за полного отсутствия доказательств того, что кто-либо из руководства КС снимал со счета или из его кассы денежные средства в собственных целях, и учитывая наличие между союзом и его членами гражданско-правовых отношений, вытекающих из договоров кредита и вкладов, милиция и прокуратура до ноября 2010 года отказывали в возбуждении уголовного дела, отправляя кладчиков союза в суд.
В итоге, на сегодняшний день почти все вкладчики КС «Херсонское общество взаимного кредита» в судебных инстанциях взыскали с союза более 6 млн. грн. вложенных средств. Но получить взысканные средства они не могут, так как заблокированные счета союза – пусты.
На протяжении всего досудебного расследования возмущенные вкладчики оказывали давление на органы предварительного следствия и прокуратуры , требуя не проведение законного и беспристрастного расследования и установления истины, а привлечение к уголовной ответственности конкретных лиц - председателя правления союза и исполнительного директора. Хотя доказательств вины которых в потере средств вкладчиков союза следствие так и не установило.
Только в марте 2013 года руководителям КС «Херсонское общество взаимного кредита» В.Юдину и С.Хижняку было сообщено о подозрении в совершении ими уголовного преступления по ст . 191 ч.5 УК Украины (Завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением в особо крупных размерах). Казалось бы, еще немного, и правда восторжествует.
Однако, уже после первых ознакомлений юристов обвиненных руководителей КС с материалами следствия, возникло ряд вопросов обоснованности предъявленных обвинений.
В итоге, следователь, который проводит данное расследование уже в июне текущего года переквалифицировал действия обвиняемых руководителей «Херсонского общества взаимного кредита», изменив ст. 191 ч.5 на ст. 367 ч. 2 (Служебная халатность, приведшая к тяжелым последствиям, охраняемым законом прав, свобод и интересов граждан).
Теперь следователь уже не обвиняет руководство в хищении средств, но считает, что своими действиями руководители КС не обеспечили наличие копий договорных документов, бухгалтерской и другой служебной документации, что и повлияло на остановку деятельности союза.
Сегодня, по имеющимся данным, следствие по указанному делу близится к завершению. Однако все фигуранты произошедшего: и вкладчики, и сами руководители КС, не исключают возможности повторных переквалификаций действий обвиняемых, так как каких-либо доказательств вины материалы следствия не содержат.
Любопытно, что в этой истории руководители КС сами оказались в роли пострадавших: они потеряли свои рабочие места и перешли в статус обвиняемых, который не пожелаешь никому.
Продолжение следует
Пока в этой истории еще не видно конца, так как попадание в суд обвинительного заключения, вовсе не означает, что виновные определены и скоро будут наказаны.
Пока все участники рассказанной кредитной истории готовятся к судебному процессу: одни – к защите, другие – к пикетированию суда. Ведь судебное заседание, это состязательный процесс, в котором, иногда, даже простые вопросы, становятся сложными, виновные – невиновными и наоборот.
Кирилл Сенчуров