Зашифрованное послание потомкам , оставленное в стенах старейшего Свято- Екатерининского собора Херсона , восстановил и разгадал местный историк и известный геральдист Алексей Паталах .
Исследуя жизнь русского художника Михаила Шибанова - автора известного натурного портрета императрицы Екатерины Второй ( 1787 ) и руководителя работ над созданием храмового иконостаса , заказанного светлейшего князя Григорием Потемкиным , Алексей выдвинул гипотезу о том , что изображения святых и порядок расположения икон имело четкое символическое значение .
Город - ключ к победе
Так , по его почетном месте тогда находился образ святой Екатерины - небесной патронессы императрицы. Далее находилась икона святого Георгия Победоносца - покровителя православного воинства. За ним шли «Иоанн Богослов» , «Юный Иоанн Предтеча с ягненком» , «Апостол Петр» и «Апостол Павел» , «Три святителя» , «Андрей Первозванный» , «Князь Владимир Равноапостольный» и «Князь Александр Невский».
По мнению историка , изображение Георгия Победоносца рядом с изображением автора «Апокалипсиса» произведения о последней битве сил добра и зла Иоанна Богослова мало недвусмысленно намекать об уверенности в победе православного воинства над Османской империей в длительных войнах от императора Петра к Екатерине и ее отпрыска Павла в котором Херсон должен быть ключом от моря и суши (ключи апостола Петра ) на которой проповедовал апостол Андрей Первозванный. Икона князя Александра Невского напоминала о том , что строительству Херсона предшествовало возведение укрепления Александр-Шанц , а его название позаимствовано из названия взятого князем Владимиром древнегреческого Корсунь - Херсонес , « откуда Русь крестилась » .
Поэтому по убеждению ученого , послание , названное им «кодом Потемкина» в честь одного из строителей города , должно звучать так : «Херсон , предтечей которого является крепость святого Александра Невского, основанный князем Потемкиным в память о древнем Херсонесе , на землях , где проповедовал апостол Андрей Первозванный , является ключом от моря отвоеванным мечом воинства Екатерины Второй , прододолжательницы деяний императора Петра Первого , для освобождения балканских христиан и окончательной победы над силами ислама ».
Эту гипотезу Алексей Паталах изложил во втором томе основательного исследования «История Северного Причерноморья в лицах» написанной совместно с краеведом Сергеем Дяченко и недавно опубликованной . Но, к сожалению , убедиться в существовании « кода Потемкина » воочию херсонцы и гости города уже не могут.
- После революции собор закрыли , а затем превратили в музей атеизма . В те времена часть икон из « символического » первого ряда иконостаса была уничтожена или оказалась в частных коллекциях , и только немногие сохранившиеся в фондах Херсонского краеведческого музея. Сейчас послание потомкам утраченное , и сохранились только письменные упоминания о отнюдь не случайном подборе и размещении образов , - говорит Алексей Паталах .
Архивные открытия против современных мифов
При подготовке своей книги Алексей немало поработал в областном государственном архиве , где обнаружил немало документов восемнадцатого - девятнадцатого веков , которые нигде не публиковались , и их содержание не осмыслялось исследователями . А между тем именно там до времени скрыты разгадки многих исторических тайн , которые должны развеять завесу современных мифов о них. В частности , о малоизвестном Бужском казачьем войске, которое покрыло себя славой во времена русско-турецких войн . Последние десятилетия как в научных кругах, так и среди любителей истории кто-то настойчиво продвигает идею о том , что это войско состояло в основном из греков , болгар и сербов , переселенных Российской империей на земле Северного Причерноморья. Но в том же областном государственном архиве ученый нашел оригиналы указов Новороссийской губернской канцелярии , и в последнем счете - указ от февраля 1787 о составе Бугский казачьих полков из «бывших запорожцев и польской Украйны малороссийского происхождения народа » . В « исповедных росписях » тогдашних храмов , добавляет Алексей Паталах перечислены и семьи бужских казаков с характерными украинскими фамилиями. Кстати , редкая из тех семей имела меньше пяти детей, потому казацкому роду не стало перевода - и сейчас в Вознесенском и Новоодесском районах Николаевской области цветут восемнадцать сел , основанных именно бужскими казаками!
Сергей Яновский , " Голос Украины "