Ужесточить наказания чиновникам - вплоть до выговора!
Сразу предупрежу, что намерен затронуть важную тему, так что любители всяких «хиханек» да «хаханек», которыми я частенько балую своих читателей, могут перелистнуть и перейти на что-то другое.
Недавно премьер-министр Н.Азаров сделал заявление по поводу будоражащих общество громких скандалов, связанных с управленцами разного уровня, постоянно попадающими в нетрезвом виде в ЧП со смертельными исходами на дорогах и в разнузданные драки в питейных заведениях. Премьер призвал всех к спокойствию, заявив, что его правительство намерено впредь проводить среди управляющей элиты системную разъяснительную и воспитательную работу. Как это будет делаться, он не разъяснил. Возможно, в ход пойдут душещипательные беседы с чиновниками или заставят их сдавать специальные зачеты по этике поведения госслужащего, чтобы взрослые люди, наконец, осознали, что негоже давить людей на дорогах или шастать по ресторанам в поисках приключений на одно место. А может, пригрозят снимать всяческие надбавки, которые в разы превосходят голую зарплату.
О наших власть имущих и их образе жизни рассказывать сведущему читателю не приходится – он и так наслышан и насмотрен достаточно, ведь чрезвычайные происшествия с так называемой «мерседесовской шпаной» происходят практически ежедневно. Другое дело, резонансное выступление главы правительства, в котором содержатся сразу два принципиально новых признания: во-первых, что такая проблема в стране не только существует, но и с каждым днем обостряется; а во-вторых, если чуть копнуть вглубь – кадровый подбор руководителей, с которыми то и дело происходят подобные чудеса, по крупному счету, никуда не годится.
Не думаю, что благие намерения Азарова увенчаются успехом – недаром же говорят, что воспитывать дитя надо, пока оно лежит поперек лавки. В нормальном обществе кандидатов на повышение тщательно проверяют еще до назначения, но реально ли это в государстве, где секрет полишинеля - что существует особая такса за назначение на хлебные места?!
Между тем известно, что управленческий персонал любой страны – это тот кадровый костяк, на котором зиждется устойчивость властной системы, и если звенья его слабы на разрыв, рано или поздно все завершается крупным крахом. А так как врачи считают, что для успешного лечения, прежде всего, нужно поставить верный диагноз, попробую в настоящей статье описать – в первом приближении, так как это не научный трактат - что происходит нынче с украинским чиновничеством.
А происходят с ним очень странные вещи, и как бы кто ни говорил, что на сегодняшний день в лице большинства своих руководителей мы имеем самую безголовую на свете рыбу, нужно признать, что и безголовая - она воняет с головы… Да и может ли быть иначе, если сплошь и рядом встречаются 24-летние прокуроры и 26-летние судьи? Или начальники райотделов милиции – по сути, хозяева огромной территории – их сверстники?! Где еще возможно такое кадровое безумие?
Конечно, к их физической зрелости – никаких претензий, правда, гражданская деятельность столь молодых людей частенько руководствуется нижней, а не верхней, половиной тела. Но вот насколько они созрели нравственно, имеют ли необходимый жизненный опыт, чтобы решать судьбы других людей? Другими словами, доверяете ли вы, чтобы вас судил дипломированный сопляк, известный любитель ресторанных потасовок, или занятная девчушка, выставляющая свои пикантные фото в неглиже в фэйсбуке?! Лично я – нет.
В свое время автор этих строк уже писал о 32-летнем генерал-лейтенанте, в прошлом - главе целой госслужбы, который и сегодня бы продолжал руководить ответственным ведомством, если б, на беду свою, не умудрился удивить любознательных нардепов сверхдорогой моделью собственного «мерса», сдуру припаркованного у здания Верховного Совета. Даже эти миллионеры, слуги народные, которых не удивишь всякими дорогостоящими штучками, сей роскошный экспонат узрели впервые…
Так что же мы можем требовать от взращенной в базарно-рыночных условиях золотой молодежи - чтобы она скромно «вышивала» на своих мощных любимцах, а не «рассекала» выше птиц, как это делается сейчас? Наивно и глупо. Стать на горло собственной песне – никого не заставишь.
Достаточно о скорости. Поговорим лучше о пьянстве нашей чиновничьей братии. Где-то читал, что ученые делят любителей Бахуса на 4 категории: пьющих для удовольствия и «за компанию»; желающих посредством алкоголя вытеснить неприятные мысли или переживания; «оглушающих» себя пьянством, чтобы уйти от жизни с ее проблемами; и, наконец, алчущих спиртное ради самого опьянения, являющегося для них желанным состоянием.
Ответственно утверждаю, что наши герои, сломя голову несущиеся в своих иномарках, в большинстве своем пьют по 2 категории. Так сказать, не от хорошей жизни (как киряет бизнес-элита, прорвавшаяся после голодной юности к жирному столу с дефицитной снедью), а чтобы уйти от переживаний, что рано или поздно придется отвечать за свои дела и делишки, обеспечившие их нынешнее благосостояние: дорогие машины, шикарные поместья и лавину денег для посещения злачных мест. Они пьют, не чтобы было весело, а чтобы не было так грустно и страшно от предчувствия неминуемой беды. При всей нынешней безнаказанности, каждый день их деловой жизни – это ходьба по лезвию ножа, когда не знаешь, за что попадешься: беря взятку или передавая ее дальше...
Поэтому систематическое посещение злачных мест, каждый случай наезда на людей в нетрезвом состоянии, или пусть безаварийное вождение – но «под градусом», должны влечь за собой серьезную проверку фигуранта на праведный, т.е. честный образ жизни. С пониманием того, что пьяное лихачество руководящих ребяток чаще всего обусловлено тем, что живут они одним днем и… может быть, правильно делают. Завить горе веревочкой и – гуляй, рванина! Однова живем…
С таким жизненным девизом рано или поздно ПОПАДЕТ любой, и остается только пожалеть этих невольных мучеников криминального чиновничьего бытия.
Во избежание обвинений в огульном охаивании украинской касты неприкасаемых, прошу отметить, что я и словом не обмолвился, что пьют все чиновники. Тем, кто не дорос до разрешительных функций, и кому, следовательно, взяток не дают, не до кабаков. Они влачат полуголодное существование в надежде на то, что их начальник когда-нибудь сломает себе голову и праздник придет на их улицу. Да и побудительных мотивов маловато, ведь ничего незаконного, кроме молчания по поводу прегрешений своих руководителей, они не совершают, так что спокойно спят и без стимуляции спиртным. К тому же дорогих авто в их распоряжении (до прихода на хлебные посты!), как правило, не водится, а на дешевых – сильно не разгуляешься...
Особый интерес представляет времяпрепровождение этих деятелей вне своих служебных кабинетов, хотя и там, если хорошо постараться, тоже можно суметь неплохо оттопыриться. Их не влечет творческая тишина и безлюдность библиотек или концерты симфонической музыки. Они хотят быть в гуще жизни, что в их представлении означает звонкие посиделки в кафе-барах и ресторанах. Душа требует веселья, а тело – услады!
Их можно понять и даже посочувствовать. Ведь в любом гадком кабаке или последней тошниловке, куда заносит чиновника разгуляйская судьба-злодейка, ему, алчущему статусного уважения и общественного признания, только и остается доказывать свое мнимое величие в силовом противостоянии с другими посетителями, которым невдомек: чего эта писчебумажная шваль так распоясалась?!
Кстати, известно ли читателю, что профессиональные кластеры тех же силовиков имеют свои излюбленные места отдыха? Работники прокуратур никогда не позволят себе пасть до пьянки с милиционером, а судьи законно остерегаются и тех, и других, предпочитая общение с коллегами или адвокатами, освоившими благородные курьерские обязанности по передаче дензнаков из рук в руки. Зато сотрудники райотделов милиции веселятся исключительно на территории своих районов, так сказать, на своей земле, что им обычно помогает уйти от ответственности в случае непредвиденного сбоя. Наверное, в этом плане лучше всего – милицейскому начальству областного или министерского уровня, ведь их земля – вся суверенная Украина, гуляй – не хочу! Впрочем, давайте соблюдать рамки приличия и не завидовать этим счастливчикам в погонах.
Объективности ради, замечу, что законодатель более других все-таки озаботился безнаказанностью представителей судейской отрасли, которых запрещено не только задерживать, но даже подвергать личному досмотру. Что позволяет иногда преступному сообществу нанимать их для перевозки наркотиков и крайне выгодно во всех отношениях: и безопасный трафик обеспечивается, а если надо – свой судья за те же деньги еще и при случае отмоет…
Вы спросите, как бороться с этим. Не знаю. Вроде бы неплохо получается у китайцев, которых цивилизованные европейцы упрекают в излишней жестокости. В борьбе с преступностью они исповедуют соломонов принцип: «Доброта к отребью, преступившему закон, оборачивается жестокостью к полезным членам общества». Может, провести всеукраинский референдум, чтобы узнать мнение народа? Не о движении к Европе, которая, и так уже к нам катастрофически приблизилась со своими секс-меньшинствами, а о внедрении высшей меры социальной защиты – расстрела с конфискацией! – для некоторых категорий населения, опускающих европейскую державу до уровня канализации.
Кстати, вы «за» упрощенный китайский вариант или – «против»?
Виталий Бронштейн