Национальный совет Украины по вопросам телерадиовещания выдал новые разрешения на вещание по упрощенной процедуре на временно неподконтрольных территориях в Донецкой области и в Крыму. Их получили Черноморская телерадиокомпания (Чаплынка, Херсонская область), UA:Крым (Чаплынка, Херсонская область), 5 канал (Чаплынка, Херсонская область и Донецкая область), Телеканал «Прямой» (Донецкая область), Свободное радио (Донецкая область), Страна ЧМ (Донецкая область).
Почему украинским СМИ важно вещать на оккупированные территории? Как крымчанам слушать и смотреть украинские СМИ? Насколько быстро сейчас выдают временные разрешения на вещание в Крыму? На каком языке будут вещать радио- и телестанции на оккупированные территории? Как российские власти Крыма блокируют украинские каналы и понесут ли за это ответственность?
На все эти вопросы ответил в эфире Радио Крым.Реалии член Национального совета Украины по вопросам телерадиовещания Сергей Костинский.
– Начнем с телевидения. Как быстро эти каналы можно будет увидеть в Крыму?
– Мы развивали вещание на юге Херсонской области в соответствии с общими законными процедурами. Мы просчитываем частоты, проводим конкурсы и так выстраиваем вещание. Так мы запустили вещание с Чонгара – 5 телеканалов, 4 радиостанции.
– А почему нельзя так и дальше двигаться?
– Потому что это очень долго. Для того, чтобы запустить один телеканал или радиостанцию, сама процедура отнимала от года до полутора. Представьте себе, что в условиях оккупации, когда у нас идет война, и нам нужно очень быстро восстанавливать и развивать нашу инфраструктуру, мы должны столько ждать.
– А кто в Украине персонально ответственный за вещание на оккупированных территориях?
– Это я. Можно ко мне предъявлять все претензии. Все, что вы думаете о развитии вещания, пишите мне, советы и «зрады».
– Включил человек приемник и он не слышит или не может увидеть украинские телеканалы. Что ему делать дальше?
– Обязательно писать о том, что он находится в таком-то населенном пункте, это может быть и в личные сообщения (на Фейсбук-странице Костинского – КР) и открыто на самой странице. Писать, что у него нет украинского телевидения и спрашивать, что делать, и что мы делаем для того, чтобы он получил доступ к вещанию. И я смогу проконсультировать и рассказать, что делать.
– Очень часто у людей бывают претензии в таких случаях к государству. А собственно это вещание – это государственные вещатели, которым вы выдаете теперь эти временные разрешения?
– На самом деле государство отказывается от государственного вещания, у нас был когда-то НТКУ, был Первый национальный, Украинское радио. Сегодня это все – «Суспільне мовлення», оно не зависит от государства, и государство практически не имеет собственного вещания. Но в этом году мы выдали разрешения двум единственным государственным вещателям, которые есть в стране – это UA.TV, который имеет право вещать только за рубежом и только на оккупированные территории. И второе временное разрешение на телерадиовещание получила государственная радиостанция Министерства обороны Украины – Армія.ФМ. И я надеюсь, что в ближайшее время на севере Крыма можно будет слушать украинскую Армію.ФМ.
– Раньше был такой порядок, что вы выдавали разрешения в течение полутора лет. Теперь что изменилось?
– Во-первых, мы не ждали, когда изменится закон в 2015 году, мы начали новую процедуру вместе с Министерством информационной политики, которая позволяет запускать телерадиостанции в течение трех-четырех месяцев со всеми процедурными согласованиями с Генеральным штабом, с Украинским государственным центром радиочастот и так далее. Мы эту технологию отработали в Донецкой и Луганской областях очень эффективно, и буквально в прошлом году появился закон, подписанный президентом, о временном вещании в Донецкой и Луганской областях и, в частности, на юге Херсонской области. А сейчас мы инициировали и уже зарегистрирован в парламенте законопроект о том, чтобы эта упрощенная процедура, позволяющая не проводить конкурс, не платить лицензионный сбор от 10 до 50 тысяч гривен, была применена и на севере Харьковской, Черниговской и Сумской областей на границе с Россией.
Мы в ближайшее время планируем организовать вещание с Чаплынки. Сейчас поднимается высота этой вышки. И мы будем вещать на Крым с Чонгара, Чаплынки, и вещание планируется не из одного мультиплекса, а из нескольких. То есть это будет больше пяти телеканалов.
– А если в то же время, как вы будете подавать этот сигнал, на той же частоте будут вещать российские телеканалы из Крыма, то что будет видеть зритель?
– Мы говорим о развитии вещания не просто в контексте мирных отношений, а в контексте войны. И эта война обычно носит информационный характер, это информационная война, и конечно, для россиян очень важно, чтобы не было в Крыму ни одного украинского телеканала, ни одной украинской радиостанции, и поэтому естественно, что нам пытаются противодействовать. Наше вещание глушится. Для того, чтобы создать проблемы для глушения, для того, чтобы расширить наши возможности и обеспечить доступ к украинскому телевидению и радио, мы увеличиваем количество мультиплексов, телеканалов, мы планируем вещать на нескольких частотах и, таким образом, создаем проблему для глушения.
– Каким будет язык вещания?
– Язык ведения передач очень изменится в этом году. Сейчас закон позволяет вещание на любом языке, главное, чтобы это были украинские передачи, национальный продукт, европейский продукт, есть соответствующая квота европейского продукта. С октября язык ведения передач на 75 процентов будет именно на украинском языке.
Мы вещаем не на те территории, которые мы украли у России, а на те, которые Россия украла у Украины. И украинский язык не является проблемным, я говорю вам это как крымчанин. Если вы получаете доступ к качественной журналистике, то язык не имеет значения.
Наша работа не завершится после того, как мы построим всю инфраструктуру. Мы думаем наперед и в 2019 году будет очень интересно в Симферополе, ждите.
– Есть ли у вас информация, что делают российские чиновники в Крыму, чтобы нельзя было там слышать наше вещание?
– Мы собрали всю информацию, где в Крыму вещают российские радиостанции и каналы. Мы собрали информацию об их руководителях, владельцах, обо всех чиновниках, которые распределяли частоты между этими радиостанциями. Это пятьсот страниц большого документа, финальную версию которого мы вскоре планируем презентовать. И все эти люди получат по заслугам. Прежде всего, мы должны работать над санкциями. Они украли радиочастотный ресурс, так что частоты распределены незаконно. У нас происходит мощная коммуникация с прокуратурой АРК, СБУ, Министерством юстиции, МИДом, Министерством информационной политики. Это наш совместный проект, и я считаю, что где-то в сентябре мы сможем его полноценно представить.
Крым.Реалии