Говорить о профессиональных ошибках в любой сфере деятельности человека сложно, но особенно, когда речь идет о медицине. Ведь последствия недостаточно ответственного отношения врача к выполнению своих задач напрямую могут сказаться на здоровье и жизни человека
Но, как правило, доказать врачебную ошибку практически невозможно. Так как, наверное, ни в одной профессии нет такой корпоративности, как у людей в белых халатах.
Хотя, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, от действий врачей люди умирают в 33 тысячи раз чаще, чем из-за авиакатастроф. Даже в странах с развитой медициной каждый десятый пациент становится жертвой врачебной ошибки. В Украине таких статистических данных не найти. О случаях трагедий в стенах больниц украинцы в основном узнают от знакомых и через СМИ, куда с жалобами обращаются родственники погибших пациентов. Но порой следователям милиции непросто определить, что это: слепое отчаяннье людей, которые потеряли близкого, или действительно последствия недостаточно ответственного отношения врача?
Именно в подобном сейчас и продолжают разбираться правоохранители Чаплинского района, где в январе текущего года в больнице умерла 40-летняя женщина. Напомним, её родные, усомнившись в правильности действий медиков, после закрытия уголовного производства начали писать в газеты. Эти публикации обратили на себя внимание прокуратуры района. Её сотрудники, определив, что следователь милиции поспешил с закрытием уголовного производства, отменили это решение и инициировали перепроверку. С заявлением в прокуратуру обратились и родственники погибшей пациентки. По сообщению пресс-службы облпрокуратуры, сейчас расследование по этому делу продолжает Херсонское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, чтобы предоставить свои выводы милиции.
Кроме того, свой вердикт по случаю в Чаплинской райбольнице уже вынесла комиссия Департамента здравоохранения Херсонской облгосадминистрации. Причем служебное медицинское расследование было проведено не по обращению родственников умершей женщины, а по утвержденным Минздравом нормам. То есть если из жизни уходят люди трудоспособного возраста, которые ранее не страдали серьёзными заболеваниями, созданная комиссия проверяет правильность дей-ствий врачей при лечении пациента. Кстати, такие случаи обязательно берет на контроль и милиция.
«Мы не ждем жалоб от близких, – говорит заместитель директора Департамента Лина Бондарева. – Каждое утро через Центр экстренной медицины к нам поступает информация обо всех тяжелобольных в области, о тех пациентах, которые могут уйти из жизни. На случай из Чаплинки мы отреагировали согласно закону. В Департамент не было обращений родственников погибшей женщины, мы не получали запрос из Минздрава или от правоохранителей. Сначала комиссия, в составе которой были специалисты по профилю оказания помощи, провела служебное медицинское расследование. Затем по результатам её работы случай изучила клинико-экспертная комиссия Департамента. Она вынесла решение, что течение болезни было со стремительной и отрицательной динамикой. Помощь, которую пациентке оказывали в реанимационном отделении, соответствовала протоколам оказания помощи посиндромно и по профилю. Учитывая молниеносное течение болезни, отсутствие эффекта от проводимого лечения, эксперты не исключают воздействия на органы какого-то токсического вещества. Действия медиков соответствовали данной ситуации».
Некоторые тонкости состояния здоровья и конкретный диагноз погибшей пациентки Лина Владимировна не озвучила, так как это конфиденциальная информация семьи умершей. Она рассказала, что вечером женщину в тяжелом состоянии в Чаплинскую ЦРБ доставил фельдшер «скорой помощи». Пациентка жаловалась на острую боль в животе, но в анамнезе не было данных, что она болела какими-то сложными заболеваниями. Сначала она находилась в хирургическом отделении, затем её перевели в реанимацию. Помощь больной оказывали посиндромно и проводили необходимые медисследования. Однако состояние пациентки ухудшалось, появилось пожелтение кожи. В Херсон её транспортировать было нельзя, так как существовал риск смерти в карете «скорой». Как считают врачи, это тоже могло бы вызвать определенную реакцию со стороны родственников. Несмотря на проводимое лечение, к сожалению, несчастная ушла из жизни. Эксперты, которые изучили медицинскую документацию по этому случаю, пришли к выводу, что, учитывая уровень возможностей ЦРБ, все мероприятия по оказанию помощи женщине были проведены правильно и врачи сделали всё необходимое. Сошлись они в предположении, что пациентка могла погибнуть из-за воздействия какого-то токсического вещества. Но родственники не указали возможность такого контакта, поэтому медикам сложно определить, где и на каком этапе оно могло попасть в её организм.
«В нашей практике есть случай, когда в Бериславском районе было тяжелое отравление всей семьи, – напоминает Лина Бондарева. – И один ребенок умер. Тогда долго не могли определить, в чем дело и как люди могли получить такое сильное отравление. Привлекали специалистов санэпидслужбы, УМВД. И оказалось, что прямого контакта с токсином не было. Эта семья пострадала из-за съеденного картофеля, купленного на рынке. Фермеры хранили его в подвале и обрабатывали химикатами против вредителей. Вредное вещество накопилось в овощах, и они стали отравой. Но об этом мы узнали постфактум».
На этом этапе участие медиков из области пока закончено. Отчет о проведенной работе клинико-экспертной комиссии Департамент здравоохранения облгосадминистрации направит в Минздрав. А там, если сочтут нужным, создадут комиссию и проведут своё расследование.
Алёна ГРЕБЕНЮК, "Гривна"