Херсонский городской суд избрал меру пресечения для капитана задержанного керченского судна «Норд» Владимира Горбенко – ему запретили въезжать в Крым до июня этого года и обязали являться на допрос к следователю по первому требованию. Адвокат Александр Руденко считает решение суда необъективным и намерен подавать апелляцию.
Госпогранслужба Украины задержала керченский сейнер «Норд» в Азовском море еще 26 марта. Причиной, в частности, стал незаконный заход судна под российским флагом в территориальные воды Украины из официально закрытого порта Керчи. Капиатана судна Владимира Горбенко подозревают в нарушении порядка посещения временно оккупированной территории Украины, но он своей вины не признает.
Российские официальные лица называют эти действия Украины «пиратством» и «местью за пророссийскую позицию экипажа».
Корреспондент Ирина Домащенко рассказывает о новом обвинении в этом деле.
– 11 апреля капитану предъявили новое подозрение по поводу незаконного занятия рыбным промыслом, а позавчера состоялся суд. Прокуратура ходатайствовала о мере пресечения в виде личного обязательства с наложением обязанностей, что, собственно, и случилось. Владимиру Горбенко нужно по первому требованию являться к следователю, к судье до 8 июня включительно. По поводу пяти тонн тюльки на «Норде» – адвокаты возражают, что это не какой-то редкий вид рыбы, и промысел был законным. Они ссылаются на акт рыбоохраны, который якобы это подтверждает. Защитники собираются обжаловать решения суда. Подробно об этом здесь.
12 апреля суд в Харькове вернул материалы дела по членам экипажа судна «Норд», которые пытались выехать с материковой части Украины, пишет сайт «Судова влада України». Заседание было запланировано в Дергачевском районном суде Харьковской области, с участием судьи Лилии Якименко. Рыбаков подозревают в преступлении по части первой статьи 204-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Незаконное пересечение или попытка незаконного пересечения государственной границы Украины). Крымские СМИ сообщают, что в деле «отсутствуют сведения, необходимые для решения», и материалы вернули в Госпогранслужбу Украины для дальнейшего оформления.
Радиослушатели из Крыма призывают стороны конфликта к жестким действиям:
«Насчет судна «Норд» – крымского, которое было захвачено. Я считаю, что это просто пиратство. И вы пользуетесь тем, что президент Путин – размазня трусливая, которая политкорректно, толерантно ведет себя и все прощает. Вы полмесяца удерживаете наших моряков, и Путин ни разу нигде не выступил в поддержку наших граждан. И, просто-напросто, я считаю, что Путин – это слабый президент, ему не хватает мужества освободить наших моряков, и принять подобные меры по отношению к Украине. Допустим, Керченский пролив перекрыть временно, ваши корабли проверять».
«Я вам скажу насчет перекрыть там Керченский мост: перекроет Турция Босфор, Дарданеллы – тогда вообще никто российский не выйдет. Есть международное право, есть специальные проходы – и все. А то оккупировала Россия Крым, захватила – и права качает! Нарушила все договоры. То, как поступает Украина, она правильно поступает и делает. Нужно пожестче к этому подходить. Потому что обстановка такая: Россия объявила войну Украине, значит она должна получать то, что нужно, она это заслужила».
Украинский политический эксперт Василий Лаптийчук указывает на потенциально выигрышный ход в борьбе за Азовское море с Россией.
Украине следовало бы признать Азовское море международными водами и искать защиты в ГамбургеВасилий Лаптийчук
– В состоянии войны стороны должны прийти к компромиссному мирному соглашению. Именно в таком контексте нужно рассматривать инцидент с «Нордом». Это судно арестовали во внутренних водах. Значит, в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, все, что там происходит, подпадает под полную компетенцию прибрежного государства. По соглашению между Украиной и Россией от 24 декабря 2003 года Азовское море обозначено как исторические внутренние воды, но что кому в них принадлежит – так и не обозначили. До войны по принципу равноудаленности Украине принадлежало 60% Азовского моря, а России – 40%. Очевидно, Россию это не устраивает, и она пытается теснить Украину. Нам следовало бы денонсировать это соглашение, признать Азовское море международными водами и искать защиты в Гамбурге, в Международном трибунале по морскому праву.