В этот день, 13 марта 1944 года, Херсон был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Бои за город были ожесточенными. За мужество и героизм, проявленные при освобождении города, 15 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, а больше тысячи бойцов были награждены орденами и медалями.
Сегодня эти дни отделяет от нас целая эпоха, но мы, херсонцы, по рассказам людей старшего поколения, по музейным экспозициям знаем и помним, что город был практически разрушен, что в каждой семье кто-то не вернулся домой. Сразу после освобождения была создана Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний фашистов на территории Херсона, выяснившая страшные факты: «За 31 месяц своего господства в Херсоне, т.е. с первых дней оккупации 19 августа 1941 г. немцы расстреляли и замучили в гестапо до 17 тыс. мирных советских граждан. Особенно свирепо расправлялись немцы с советскими моряками, попавшими к ним в плен. Голодом, издевательствами и расстрелами они умертвили в Херсоне до 40 000 человек советских военнопленных. Десятки тысяч юношей и девушек были отправлены работать в Германию».
«Чтобы помнили», – так назывался цикл программ одного из моих любимых актеров талантливого Леонида Филатова. «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» – эти слова должны быть лейтмотивом жизни каждого из нас. Ведь народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего. А многие из нас забыли. Забыли подвиг погибших, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили на своей земле, радовались, любили, создавали семьи, служили Украине. Несколько обелисков – все, чем мы удосужились их отблагодарить. И стела «Слава освободителям Херсона» с которой, накануне сегодняшней даты, сняли орден Отечественной войны.
Я считаю, что подобные действия – это не просто неуважение к прошлому, погибшим, а циничное надругательство над их памятью. Кому мешал этот символ той долгожданной и выстраданной победы? Кто решил, что подобная декомунизация нужна нашему обществу? Я обещаю вам, друзья, узнать имя человека, принявшего такое решение и добиться восстановления целостности стелы. Орден Отечественной войны должен быть возвращен на место – как напоминание о подвиге, как дань уважения. Это нужно не мертвым, это нужно живым.