В рассекреченных архивах ЦРУ за 1953 год отыскался отчет агента... о технологии изготовления зеленого горошка и кабачковой икры, а также зарплатах работников Херсонского консервного завода имени Сталина, который позже стал комбинатом того же профиля.
Наши современники восприняли эту новость, как дежурный анекдот – мол, заокеанские шпионы от безделья дурью маялись.
Хотя на самом деле собирателей экономической информации из США не просто так заинтересовало предприятие в провинциальном городе на необозримых просторах СССР. Об этом рассказывает херсонский пенсионер Вячеслав Жураковский.
Вячеслав Иванович работал на ХКК с 1960 года – начинал грузчиком, «дорос» до начальника отдела, затем двадцать лет (до 1998-го) работал генеральным директором комбината. И он точно знает, что это предприятие было жизненно важным не только для Советской Армии, но даже и для прорыва в космос!
- Дело даже не в том, что Херсонский консервный комбинат был первым по мощности в Европе, и в день перерабатывал около трех тысяч тонн овощей. Он еще и кормил воинские части, выпуская тушенку, рисовую, гречневую и перловую каши в жестяных банках, обработанных специальным жиром. Они могли хранится по три – пять лет, и по разнарядкам отправлялись всюду, где находились советские войска, от Германии и Польши до Монголии и Забайкалья.
Объемы производства составляли до ста тысяч банок в день – этого хватило, чтобы досыта накормить целую дивизию, да еще осталось бы. На складах комбината также находилось около десяти миллиона «резервных» банок консервов – запас стратегический! Кроме того, в шестидесятых годах прошлого века комбинат производил еще и пищу для пополнения пайка космонавтов. Это были свинина и говядина, жареные кусочками в деликатесном соусе. Что интересно, их уже тогда паковали в жестяные банки с колечками. Сейчас нашим современникам они привычны, а тогда на прилавках наших магазинов еще не появлялись. Такие баночки также уходили во все городки, где готовили космонавтов, включая Байконур, - рассказывает Вячеслав Жураковский.
- Естественно, за своим поставщиком армия присматривала – на предприятие назначался военный представитель. Данные о поставках в Вооруженные Силы СССР вполне могли добывать и агенты ЦРУ, но на моей памяти ни одного такого шпиона не задерживали, и никого из работников комбината не уличили в сотрудничестве с иностранными разведками.