Для Министерства внутренних дел Украины явно наступило время устроить кадровую «прополку» на руководящих «грядках» управления МВД Херсонщины. Оно явно нуждается в сокращении штатов, поскольку у тамошнего начальства появилось слишком много свободного времени. Которое он тратит не на координирование розыска убийц и грабителей, а на …раскрытие журналистских псевдонимов.
Конкретный пример: после серии публикаций на одном из херсонских интернет-изданий как раз о задержании подозреваемого в причастности к убийству 10-летней школьницы Русланы Свищовой на официальном сайте УМВД в Херсонской области появилась перепечатка заметки с обращением к ее предполагаемому автору. Его не только назвали по имени-отчеству, но еще и припомнили службу в милиции, присовокупив к обращению совет типа не выдумывать никаких задержаний подозреваемых. Стоит заметить, что на момент появления обращения автор уже располагал заявлениями матери и старшего брата задержанного Романа П., которым также задавали вопросы о возможном появлении девочки в их доме. Если тема этой беседы руководству УМВД кажется отвлеченными рассуждениями о цветках и тычинках, тогда, наверное, информировать читателей о задержании подозреваемого и впрямь было несколько преждевременно.
Если какой-нибудь сильно высокопоставленный полковник, которому давно пора на пенсию, в данной ситуации жаждет «наводит тень на плетень», то пусть бы и отправлялся к этому плетню пешим сексуальным маршрутом. Проблема в другом: на мой взгляд, попытка раскрыть авторский псевдоним, да еще через официальный сайт областного управления МВД свидетельствует о том, что в херсонской милиции либо не знают законодательства, либо сознательно его нарушают.
Хотелось бы напомнить кое-кому из «начальничков» в погонах, у которых к старости в головах осталась одна извилина, и та – от фуражки: в 1992 году у нас был принят Закон «О печатных средствах массовой информации Украины». Его статья 26 гласит: «Журналист имеет право распространять подготовленные им сообщения и материалы под собственной подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно)». Попытка «рассекретить» псевдоним – прямое посягательство на права журналиста и нарушение закона, за которое «виновные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности» (статья 41 того же Закона). А ведь именно эта заметка и как раз под тем же псевдонимом появилась не только в Интернете, но также в газете «Горожанин и Горожанка».
Публикуя статьи о задержании милицией подозреваемых в совершении каких бы то ни было преступлений, репортеры обычно не указывают фамилий этих людей, придерживаясь презумпции невиновности. Но почему тогда милиция изо всех сил старается раскрывать авторские псевдонимы – чтобы антигерои публикаций получили «наводку» и знали, с кем им счеты сводить? Кто в таком случае следующий, коллеги?
Ведь защитить журналистов от преступников херсонская милиция не в состоянии, о чем я могу судить по собственному опыту. В 2006 году неизвестные злоумышленники ночью совершили поджог моей квартиры, предварительно заблокировав двери извне. Если бы не то, что заработался допоздна, вовремя увидел огонь и сумел его потушить, я, жена и ребенок сгорели бы заживо. Тогда же прокуратура Херсонщины возбудила уголовное дело о покушении на убийство трех человек, и передала его для расследования в милицию. Однако за шесть лет единственный осязаемый результат этого расследования – пришедшая мне по почте из Комсомольского РО УМВД Херсона справка о том, что такое уголовное дело действительно существует. Спаси нас Бог от такой защиты и таких защитников!
Еще к слову. Раскрывая элементы журналистского псевдонима на официальном сайте УМВД, составитель ответной «писули» как раз и скрыл свою фамилию, заменив ее «обезличенной» ссылкой на сектор по связям с общественностью. И поговаривают, что на самом деле ни один из сотрудников этого самого сектора, упомянутых комментариев не готовил, а его вроде как состряпал тот самый лихой полковник с извилиной от фуражки. Но выяснять подобных деталей я не собираюсь – брезгую. К тому же на то есть специально обученные люди. Поэтому считаю эту публикацию также и официальным заявлением в прокуратуру Херсонской области с просьбой установить должностных лиц, причастных к нарушению Закона «О печатных средствах массовой информации Украины», и привлечь их к ответственности.
Сергей ЯНОВСКИЙ, собственный корреспондент газеты «Голос Украины» по Херсонской области