В рамках проекта «Общественные инициативы для уменьшения коррупции в сфере образования города Херсона», общественная организация «Причерноморский центр политических и социальных исследований» совместно с партнерами сделала первый выезд в школы, целью которого было посмотреть на оборудование, которое было закуплено за бюджетные средства в прошлом году.
Для выездных проверок избрали были 56-ю и 32-ю школу.
Об итогах выезда рассказал один из экспертов проекта Владимир Молчанов:
«Директора в тех заведениях, в которых мы были, на самом деле озабочены своими школами, как могут отстаивают необходимость пополнения материальной базы. Они довольны тем, что им предоставили, а также качеством работы, - рассказывает Владимир Владимирович, - Но их не интересует вопрос цены, поскольку это оборудование не у них на балансе. Они просто заполняют заявки, после чего управление образования осуществляет закупки без тендеров».
Как рассказал эксперт, проблемой является то, что при этих закупках, которые осуществляет управление образования, нарушается дух закона о государственных закупках, а именно – в договорах и первичной бухгалтерской документации не указываются марки, производители, полные названия этого оборудования и остается только догадываться, что именно было закуплено. Чтобы это выяснить, экспертам пришлось устроить, так сказать, «полевые исследования».
«Благодаря этой проверке мы выяснили, что именно закуплено. Там, где нам предоставили паспорта, мы их увидели и сфотографировали. Там, где нам их не предоставили, мы просто определили по фотографии, что это за единица оборудования. И обнаружили такую очень интересную тенденцию – что оборудование украинского производства в сентябре 2014 года стоило бюджетном заказчику в 2 раза дороже, чем оно стоит сейчас, согласно информации в открытых источниках. А импортное оборудование сейчас стоит примерно столько, за сколько его во время тех закупок и приобрели», - рассказывает Владимир Молчанов.
Эксперты вычислили цены, по которым фактически можно было приобрести элементы оборудования в сентябре прошлого года и обнаружили по 4 из 6 наименований завышения цен.
• Шкаф жарочный импортного производства (Китай) стоил в сентябре того года 14 438 гривен на закупках. При этом его средняя цена была около 9 тысяч гривен.
• Холодильник Whirlpool сейчас стоит 8970, а закупался за 8300. Его цена в сентябре составляла 5836. Соответственно, завышение по холодильникам, если умножить на все 9 холодильников, которые были приобретены, 21 тысяча 276 гривен.
• Холодильных шкафов марки LG (Корея) было закуплено 7 штук. Они были закуплены за 23 830, тогдашняя средняя цена их составляла 12 835. То есть общее завышение составило 98 тысяч 205 гривен.
• Было закуплено 7 моечных ванн украинского производства МС-3. Это трехсекционная емкость из нержавеющей стали. Текущие цены составляют 1 тысяча гривен за 1 секцию, то есть 3 тысячи гривен – это та цена, по которой сейчас ее можно купить. Но закупалась она по 2080 гривны за секцию, то есть в 2 раза дороже, чем сейчас. Завышение составило 22 640 гривен.
• Цена, по которой закуплено 6 мясорубок, составляла 9700 гривен, а обычная цена сентября 2014 – 6550 грн. Завышение составило 19 140 гривен. При этом, что интересно, по одинаковым ценам закупались мясорубки из Беларуси и из Китая.
Всего завышение составляет 161 000 гривен.
«По еще одной позицией (тестомесы белорусского производства) тоже, вполне вероятно, было завышение, но рассчитать его размер без риска погрешностей трудно, поскольку белорусские товары должны были расти в цене не пропорционально другом импорта, поскольку белорусская валюта тоже подвергалась девальвации», - прокомментировал Владимир Молчанов.
«Наша задача выявить нарушения, перед которыми закон бессилен. Ведь формально при нарушении его духа буква закона о закупках для рассмотренных ситуаций ничтожна, ибо благодаря искусственному дроблению подобных закупок до сумм, ниже пороговых, для действия закона 100 тыс. грн., покупать можно за сколько угодно. Наша цель – прекратить нецелевое расходование средств. Мы предлагаем внедрить открытые торги на закупку оборудования и подрядных работ, перевести детское питание на коммерческую основу с возмещением его стоимости льготным категориям. Если будут введены эти механизмы, можно с того же объема закупки сэкономить несколько десятков миллионов гривен в год, которые уже просятся сложить с себя муниципальную доплату учителям, что в новой ценовой реальности оказались ниже действительного прожиточного минимума. А трудно представить что-то хуже для будущего общества, чем голодный учитель», - подвел итоги эксперт.
"Политическая Херсонщина"