В этом убежден народный депутат Украины Александр Спиваковский (на снимке). Педагог с почти сорокалетним стажем, он доподлинно знает, насколько сильной является зависимость уровня благосостояния страны (как и уровня демократии в обществе) от уровня доступа граждан к качественному образованию. Ведь ему есть с чем сравнивать. В разное время профессор Спиваковский стажировался и работал в Восточном университете Вашингтона (США), в нескольких европейских университетах. Украинское высшее образование и наука имеют колоссальный потенциал, убежден он, просто сама система, консервативная и во многом «совковая», не дает этому потенциалу раскрыться в полной мере. Построить в Украине современную образовательную систему, в результате которой иметь диплом украинского вуза будет не менее престижно, чем европейского, — с такой программой первый проректор Херсонского государственного университета шел на выборы в одном из мажоритарных округов. И победил. Сегодня Александр Спиваковский — первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. В его «активе» 19 законопроектов, зарегистрированных в парламенте, два из них уже стали законами.
Александр Владимирович, на ваш взгляд, почему из всех представленных вами такой резонанс получил именно законопроект №2335 от 5 марта 2015 года, который отменяет дискриминационную норму, которая запрещает использование во время поступления в вузы сертификатов ВНО прошлых лет?
— Наверное, потому, что любая система консервативна, сфера образования — особенно, здесь любые изменения, даже к лучшему, всегда воспринимались настороженно. Вспомните, как у нас внедрялось ВНО. Тестирование является инструментом борьбы с коррупцией в вузах и, разумеется, индикатором измерения образовательного потенциала абитуриента. Но никогда ВНО не отводилась роль «серпа», что отсекает от возможности получить высшее образование определенной категории граждан. Однако вследствие министерского запрета на использование сертификатов ВНО прошлых лет произошло именно так. Доступа к высшему образованию была лишена достаточно большое количество наших граждан, в том числе — люди, которые сейчас возвращаются с демобилизацией из АТО.
Но ваши оппоненты аргументируют введение таких ограничений в использовании сертификатов стремлением повысить качество высшего образования...
— И я абсолютно разделяю это стремление. За качество образования действительно нужно бороться. Но не с помощью ВНО. Для этого сейчас создается Национальное агентство по вопросам качества образования. А ЗНО никак не может быть орудием этой борьбы.
Как утверждают противники, у законопроекта №2335 есть еще одна цель — сохранить региональные вузы. Это так?
— Я и не скрываю, что является категорическим противником закрытия вузов. Так, с рынка образовательных услуг должны пойти те, кто занимается просто продажей дипломов. Это однозначно. У нас, к сожалению, произошла катастрофическая инфляция знаний. Наличие университетского диплома не гарантирует владения его собственником высокими профессиональными компетентностями. Украина занимает первое место в мире по количеству людей с экономическим образованием. Состояние нашей экономики вы видите сами. Поэтому качество образования — главный приоритет. Но это другая тема.Нам важно сохранить конкурентоспособные университеты с хорошей репутацией. Потому что закрытие вузов в регионах станет началом деградации целых территорий.
ВНО — это прежде всего индикатор для университета. Ведь вуз обладает автономией и имеет право сам выбирать себе студента. Даже с низкими баллами. Тем более что могу привести сколько угодно примеров, когда абитуриенты поступали в вуз не с самыми высокими баллами, а заканчивали университет с красным дипломом. И наоборот.
Лучшие дети, разумеется, поедут учиться в Киев, а региональные вузы при нынешней модели ВНО могут остаться без студентов. Ведь до 45 процентов абитуриентов могут быть отсеяны баллами, то есть они не смогут даже принять участие в конкурсе сертификатов. Но мир изменился, и сегодня нужно думать не о том, как что-то запретить или отсечь с помощью «серпа», а наоборот — дать людям больше возможностей.
Вступительная кампания уже не за горами. Как вам кажется, успеет ли парламент рассмотреть законопроект №2335 на этой сессии?
— Документ прошел экспертизу Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. В Комитете по вопросам науки и образования его поддержали большинством голосов (четверо «за», двое — «против»). В поддержку законопроекта высказались совета ректоров вузов очень многих регионов. Что касается моих оппонентов, то мы постоянно дискутируем с Игорем Леонидовичем (Ликарчуком, директором УЦОКО. — Ред.), хотя консенсуса пока не достигли. Разумеется, законопроект не решает всех проблем и его еще можно дорабатывать. Сейчас он готовится к рассмотрению в первом чтении. Попробую найти аргументы, чтобы убедить коллег по депутатскому корпусу поддержать его. Но если не удастся и законопроект не пройдет, трибуну, разумеется, не стану блокировать (улыбается).
Какие еще законопроекты вы уже подали в парламент? Они тоже касаются сферы образования?
— Разумеется, большинство из них касается сферы образования. Некоторые еще в стадии разработки, какие-то уже зарегистрирован в Верховной Раде. Один из таких, например, предлагает проведения эксперимента в области создания кпастерної модели сотрудничества вузов и бизнеса. Чтобы сделать высшее образование более эффективной, нам необходимо изменить модель взаимоотношений между вузами и реальным сектором экономики. Нужно предоставить право университетам и компаниям создавать на базе вузов совместные площадки, где студенты имели бы право участвовать в проектах. Так сказать, «вариться» в предметном среде. Ведь компании предоставляют не только технологическое оборудование и ноу-хау, но и людей, которые являются носителями этих технологий. Это сразу делает студентов, работающих под их опекой, конкурентными на рынке труда.
Есть также законопроект, который призван сбалансировать власть в университетах. Ректоры вузов сегодня наделенных бесконтрольной властью, что создает благоприятную почву для злоупотреблений. Мы предлагаем разделить горизонтальную и вертикальную системы управления. Это сделает университеты более открытыми, понятными и обществу, и рынку труда. И тогда сюда могут прийти инвестиции.
В стадии подготовки еще несколько законопроектов. Один из них, думаю, заставит задуматься многих, он — о плагиате. В частности, предлагается проверить все кандидатские и докторские диссертации на предмет того, не были ли они переписаны из научных работ других авторов. Другими словами, действительно ли эти диссертации соответствуют критериям самостоятельной научной работы. Мы уже готовим его к регистрации.
Скажите, а есть у вас, например, закон-мечта?
— Если бы можно было одним законом сделать так, чтобы украинское образование в один момент стала не менее престижной, чем Оксфорд, Гарвард... Но так не бывает, поэтому будем идти к этому постепенно, шаг за шагом. Уровень образованности нации — это залог процветания страны. И ключевым субъектом инновационной экономики является человек. А где формируется человек? В университете. А у нас вузы и науку правительство до сих пор рассматривает как социальную сферу. Это, на мой взгляд, глубочайшая ошибка. Потому что социальная политика — это школы и детские сады, субсидии, пособия по безработице. То есть те сферы, где нужна помощь государства. Высшем образовании помогать не надо.
Совсем?
— Государство должно рассматривать вложение средств в университеты как инвестицию. Потому что заканчивают университеты уже люди с новой стоимостью, которые будут создавать новую экономику, платить налоги. А эти налоги государство потом снова инвестирует в высшее образование. И так — до бесконечности. Инвестиции в человеческий капитал сегодня определяют экономический прогресс. А потому образование и науку следует рассматривать как часть экономической политики государства. Вот когда придет понимание этого, думаю, у нас многое изменится к лучшему. Или мы будем умными и богатыми, или — необразованными и бедными. Вариантов, как видите, немного.
Спасибо за интервью. Успехов вам.
Беседовала Ирина ГРИГОРЬЕВА. Фото предоставлено пресс-службой народного депутата Украины.
"Голос Украины"