Мы уже писали о том, что выпускники школ массово отказываются от сдачи ВНО. Дам свою попытку осмысления что происходит в сфере образования современной Украины. Льщу себя надеждой, что эта статья поможет кому-то спасти несколько лет своей жизни и уйму денег.
Начать, пожалуй, нужно с советской системы образования. Одни её называют самой лучшей в мире, другие брезгливо кривятся и говорят о том, что советские дипломы не признаются на Западе. И те и другие по-своему правы, всё дело в выборе базы для сравнения.
Образование – это с одной стороны некий инструмент интеграции человека в экономическую систему. Образование снабжает человека такими знаниями и навыками, благодаря которым он становится эффективным работником.
С другой стороны – это инструмент интеграции гражданина с социальную систему государства. В детском саду, школе, университете человеку прививаются правила гармоничного взаимодействия с окружающими людьми.
Если осознать эти две простые вещи, то сразу становится легко понять, что советское образование «затачивалось» именно под задачи, которые стояли перед тогдашней экономикой и обществом. Стране были остро необходимы инженеры и учёные. Отсюда акцент на точные науки. Это было предметом вечных стенаний учеников, но это и стало первоосновой того выдающегося научно-промышленного рывка, который позволил Советскому Союзу занять лидирующие позиции в мире в самых высокотехнологичных отраслях экономики.
С другой стороны уровень преподавания языков был сравнительно слабым. Дети выходили из школы, не имея навыков общения на иностранном языке и только вынося отвращение к странной фамилии Стогов. Закрытой стране, где контакты с иностранцами были редкостью, знать иностранный язык было попросту ни к чему.
Таким образом, советское образование применительно к советским реалиям было совершенно однозначно «лучшим в мире». Заслуга коммунистов в этом, конечно, есть. Но не следует забывать и о том, что советская школа была упрощенным вариантом царской гимназической системы. Коммунисты просто распространили то, что до революции было доступно только состоятельным слоям общества, на всю страну.
Даже деление на мужские и женские школы сохранялось вплоть до сороковых годов. Еще одной особенностью царских гимназий и старых советских школ было, кстати, то, что учитель – это была сугубо мужская профессия.
Дальше – перестройка и развал социалистической системы. Средней школе, защищенной законом об обязательном среднем образовании, ничего не угрожало и она так и сохранилась до наших времен в почти неизменном виде.
Но ведь жизнь вокруг кардинально изменилась! Сейчас даже трудно представить, что, к примеру, в Советском Союзе быть астрономом было очень престижно. Вы это сейчас можете себе представить? Откуда сейчас возьмется мотивация изучать точные науки в условиях тотальной деиндустриализации?
Но, парадоксальным образом, советские образовательные стандарты в школах сохранились. Но чтобы им хотя бы формально соответствовать учителя вынуждены заниматься очковтирательством. Нормой стало то, что было просто немыслимо в советской школе: учителя сами раздают шпаргалки ученикам на контрольных и экзаменах.
То, как обосновывают введение 12-бальной системы чиновники не важно, важно то, что эта система разрушила целый пласт культуры (помните картину Фёдора Решетникова «Опять двойка»?) и дезориентировала родителей. Сколько лет прошло, а родители так и спрашивают: ««восемь» – это «четыре?»». Чиновники хвалятся, что после введения 12-бальной системы сократились жалобы родителей на неправильные оценки. Ещё бы! Она именно для этого и создавалась. Если ранее родители могли контролировать уровень знаний и оценивания, опираясь на свой собственный школьный опыт, то теперь их этой возможности хитро лишили.
Но вот ученик закончил школу и что дальше? На фоне уничтожения науки и промышленности в современной Украине количество ВУЗов стремительно выросло. Адам Смит с его формулой «спрос рождает предложение» тут ни при чём. Просто у ВУЗов как предприятий принципиально изменился подход к выпускаемому «товару».
Для советских ВУЗов таким товаром были сами выпускники, которых они готовили для нужд народного хозяйства. Соответственно, с одной стороны каждый ВУЗ был заинтересован в высоком уровне образования выпускников, а с другой – Министерство рассчитывало количество учебных заведений, ориентируясь на имеющийся в стране спрос на специалистов.
В условиях демократии этот абсолютно логичный принцип был извращён до неузнаваемости. Товаром теперь стал лист пластика, именуемый дипломом. Возможности промышленности по выпуску таких пластин поистине безграничны, поэтому частные ВУЗы стали расти как грибы после дождя.
Тщеславие родителей, их ещё советские стереотипы о престижности высшего образования, соединённые с природной ленью детей создают спрос на услуги многочисленных ВУЗов. Что потом будет делать выпускник с этой пластиной – никого особо не волнует. Похоже, это не волнует и самих студентов. ВУЗ они рассматривают как простое продолжение школы и законную «отмазку» от работы.
Но давайте вернемся к образовательному бизнесу. Если каждый отдельный ВУЗ стал предприятием, условно продающим пластиковые карточки, то у него нет и никакой заинтересованности в поддержании высокой планки обучения. Не выгонять же студентов за неуспеваемость – какое предприятие будет само избавляться от собственных клиентов? «Контрольный выстрел» по высшему образованию был нанесен и переходом на обязательный украинский язык обучения в ВУЗах. Терминологическая путаница окончательно добила и без того хилый образовательный процесс.
Да он по большому счету стал и никому не нужен. Зайдите на любой сайт по трудоустройству и посмотрите на какие вакансии работодатель требует от соискателей диплом о высшем образовании. Просмотрев их становится ясно, что прагматичные работодатели рассматривают современное высшее образование просто как гарантию того, что человек более-менее вменяемый.
Последняя тенденция – половая диспропорция в сторону увеличения девушек в ВУЗах. Если раньше это касалось только педагогов, то теперь такое наблюдается повсеместно. А что еще можно ожидать, если практически все должности, предполагающие высшее образование, оплачиваются на примерно одинаковом уровне – полторы тысячи гривен в месяц.
Представляется, что введение такой экзотической формы поступления в ВУЗы как ВНО было обусловлено вовсе не борьбой с коррупцией, а для того, чтобы не потерять учеников (они же теперь клиенты!) после окончания ими школ. Для Министерства образования важно, чтобы как можно больше учеников пошли в ВУЗы после школы. Неважно какие и неважно что они будут делать после окончания.
Возвращаясь в советские времена, многие помнят, что тот, кто «пролетел» с поступлением, шёл работать на завод и если хотел, то поступал на следующий год снова. Ориентирующейся на потребности государства, советской образовательной системе было совершенно все равно, поступит какой-то конкретный индивид в ВУЗ или нет.
Теперь же законы бизнеса диктуют корпорации «Освита» необходимость удержания клиента как можно дольше. Не хватило баллов в этот университет – не беда, иди в другой. Есть выбор на любой вкус, проходной балл и кошелёк.
Главное – не уходи, хоть где-нибудь, но учись. А потом иди в магистрат, потом во второй институт, в третий… За все это будут платить родители, а потом вдруг окажется, что десять, а то и более лет жизни прошли весело, но в никуда, а высокооплачиваемой профессии как не было, так и нет.
Современное высшее образование уже не в состоянии полноценно интегрировать человека в экономическую систему Украины. И то, что школьники массово отказываются от ВНО, является свидетельством того, что люди стали понемногу прозревать, что из себя на самом деле представляет корпорация «Освита» и какие истинные цели она преследует.
Анатолий Семеновский, ХерсонNews