Даже заядлым театралам сложно поверить, что театр из далекого Херсона не только собирает полные залы на родине и за рубежом, но и который год приглашает коллективы из разных стран на Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии». Именно с этого мы и начали наш разговор с генеральным директором и художественным руководителем Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша, президентом фестиваля «Мельпомена Таврии», заслуженным деятелем искусств Украины Александром Книгой.
– Александр, многие убеждены, что провинциального театра не существует…
– Категорически не согласен. Настоящее искусство не бывает провинциальным – оно либо есть, либо его нет. Корифеи украинского театра – Садовский, Саксаганский – как начинали? Идея, хутор Надия и так далее, так далее. Я каждым днем своей работы, работы своего коллектива доказываю, что театр в Херсоне – это сегодня центр культурной жизни региона.
23 года я работаю директором театра. За эти годы в области сменились 14 губернаторов. Так вот, в большинстве случаев не я хожу к губернатору, а он приходит к нам. Сейчас, например, пришел новый человек, не из нашей области, но он видит потенциал театра и говорит: «Я готов помогать, я хочу ходить в театр». С другой стороны, я понимаю, что должен любыми способами втягивать их в театральный дискурс.
Мне как-то попалась книга Зиновия Корогодского (режиссер и театральный педагог. – Прим. ред.) «Играй в театр». Он пишет, что надо играть в театр в самом коллективе, потом в эту игру втягивается область, потом, в конце концов, страна. Я пытаюсь воплотить эту модель. Я художественный руководитель, который принципиально не ставит спектакли в своем театре. Почему? Потому что, как только я начну это делать, начну тянуть одеяло на себя – я же самый лучший (улыбается).
У меня четыре прекрасных режиссера, я каждый год приглашаю студентов-выпускников, даю им возможность высказаться. Если получается – иди в театр, работай. Эти молодые люди уже сегодня переворачивают мнение об украинском театре, о провинциальном театре, как вы выразились. Когда все это выстраивается, тогда уже не зазорно и мэра привлечь, не стыдно сказать ему, что это уже и на ваш имидж работает. Хотя все это непросто – область не из самых мощных, но я каждый раз веду разговоры с мэром и губернатором: вы же видите спектакли, постановки, мы ездим на гастроли, были во Франции, Болгарии, нас прекрасно принимали… А теперь мне не хватает три миллиона на зарплаты актерам. Я говорю: ну ребята, ну стыдно же! Каждый раз, когда меняется власть в области, я опять иду и доказываю… Мне уже это надоело, но я понимаю, что нужно катить этот камень, потому что если, не дай бог, остановишься, на следующий уровень его уже не поднимешь.
– Неужели столько театралов в Херсоне?
– Билеты раскупают очень быстро. У меня один из немногих фестивалей в Украине, на который билеты невозможно достать.
– А в течение года?
– Ну, если в 350-тысячном Херсоне я зарабатываю больше трех миллионов. Ни один областной театр столько не зарабатывает. Мы работаем с аншлагами тридцать дней в месяц.
– Каждый день спектакли?
– Даже два раза в день. У нас три сцены – одной уже не хватает. Основная сцена на 700 мест, кафе-театр, который мы придумали восемь лет назад, на 170 мест. Вы сидите, пьете кофе и смотрите спектакль.
– А сколько стоит билет?
– От 30 до 100 гривен. Есть спектакли рейтинговые, премьерные – они дороже. У меня «Кайдашева сім’я» идет 18 лет. Я ее ставлю два раза в месяц – и всегда аншлаг.
– У вас классический репертуар или есть экспериментальные постановки?
– Есть все. Театр в Херсоне один, поэтому он должен быть, как радуга, разноцветный, каждому зрителю свое. Мы должны удовлетворять разные вкусы, поэтому есть оперетта, мюзикл, драма, есть экспериментальный спектакль. У нас когда-то была традиция – 9 Мая мы для ветеранов играли бесплатно. Все залы были заполнены, ветераны шли с цветами, это было так трогательно. Я понимаю, что они не могут купить билет даже за 20 гривен, и теперь мы два раза в месяц играем «социальный спектакль» – по пенсионному удостоверению билет на самую рейтинговую постановку стоит десять гривен.
– Молодежь ходит в театр?
– Да, и молодежь ходит. Сегодня 70% наших зрителей – молодые люди. Это недорогой вид развлечения.
Когда-то, когда к нам в театр не ходили, я вспомнил Райкина, который говорил: зрители по рублю дадут, и это будут сумасшедшие деньги. И вот я подумал: у нас в Херсоне на тот момент было 65 школ – это где-то 65 тысяч учеников, и если каждый придет на спектакль и даст рубль – в кассе театра будет 65 тысяч рублей. И придумал акцию «День театра в школе». Я выделяю человека, вот тебе школы, посети каждую, поговори с директором, заключи договор: вы будете приводить к нам детей, мы будем по возможности ставить спектакли из школьной программы, согласны помогать на праздниках, давать костюмы и прочее. И сегодня дети смотрят спектакли в Херсонском театре даже иногда с большим интересом, чем взрослые. Сегодня дети другие, они продвинутые, они сразу ловят смысл.
Полную версию интервью с А.Книгой можно прочитать в журнале "Публичные люди" // №8 (106) 2012 г.
Николай Воськало, "Публичные люди". ?Фото из личного архива Александра Книги