Станислава Моисеева выбрал Богдан Ступка в качестве своего преемника на посту художественного руководителя театра им. И. Франко. Режиссёр встретился с молодыми драматургами, чтобы подискутировать насчет тернистого пути новой драмы до украинского театра.
На этой встрече были и представители Херсона Евгений Марковский и Наталья Блок. Как ни странно, но именно херсонские драматурги в последнее время уверенно лидируют в шорт-листах престижных драматургических конкурсов. Эта беседа была очень важной для них
Как вы относитесь к новой драме?
Я столкнулся с такой странной ситуацией, что мои друзья, которых я знаю много лет, не разделяют мою позицию относительно современной драматургии. Мое отношение очень простое и искреннее. Я считаю, что новая драма является поездом, который влечет за собой рутину современного театра. Это я говорю вам как режиссер, который всегда считал, что режиссер - автор спектакля. Есть и такие, которые растворяются в актерах. Навсегда! А вот мейерхольдовский режиссер - автор спектакля, является мейнстримом ХХ столетия в театре. Но начало нашего столетия породило парадокс, когда автор, в частности, в новой драмы, становится предвестником или инициатором новых реформ. И это является очень важным, но никаким образом не лишает меня моих амбиций, моего профессионального эгоизма. Я занимаюсь очень разным театром с очень разными актерами, но я чувствую, если не будет дыхания этой новой драмы, то для театра это плохо. Миссия и задачи новодрамовского движения этот шарик насытить содержанием.
Не считаете ли вы, что такой пустой шариком был этот театр до вашего назначения?
Я говорю не про конкретный театр. Если мы начнем анализировать положение вещей в большинстве украинских театров, то придем к очень неутешительным выводам. Относительно этого театра, то у него своя история, свои проблемы и задачи. Национальный театр это очень серьезная, солидная структура с очень важной миссией. От Черного моря до лесов Черниговщины, весь немаленький пространство Украины, разных людей надо удовлетворить в национальном театре. Чтобы человек,который придет сюда, нашла то, что согреет ее сердце и душу. Мои намерения всегда были связаны с тем, чтобы в любом театре произошли изменения. Не разрушение, не уничтожение, а изменения на лучшее. Это моя задача.
Почему украинские театры не ставят новую драму?
Понимаете, новая драма не может стать фактором коммерческого театра, который имеет одну цель - заработать деньги. Если новая драма открывает новой содержание о нашей жизни, она выполняет важнейшую функцию - начинает разрушать стереотипы, разрушает традиционное отношение и восприятие театра и, тем самым, провоцирует интерес к себе. И это очень важно.
А что побуждает вас ставить современную драму?
Я бы сказал патриотизм. Думаю, что в Украине множество интересных, талантливых личностей. Это абсолютно самодостаточная страна и я не понимаю, почему в ней нельзя ставить украинских авторов? Здесь проблема не в театре. Театры, в силу своей консервативности, не будут это делать. Я рисковал, потому что была государственная поддержка. Мог потом сказать - ну не получилось, но мы попытались. Театры поставлены на колени, и они стоят на этих коленях молча. В советские времена вопросы решались через самогон с большим количеством сала или через ЦК Компартии. Так современная драма проникала на сцены театров. Понятно, что была квота идеологических авторов. Но она хотя бы была. Я не думаю, что все так патриотично настроены как я. Некоторые худруки говорят - у меня есть Шекспир, есть Чехов. И мало кто думает, что будет в будущем с театром. Как он будет жить, развиваться. И это неправильно!
"Вгору"