В 2013 году в запасниках Херсонского областного краеведческого музея были обнаружены средневековые эпиграфические плиты, описывающие события, связанные с молдавским присутствием в древней Белгород-Днестровской крепости - крупнейшей среди памятников старины на Одесчине.
Находку можно по праву считать сенсационной. Коллекция плит считалась утерянной. Последняя публикация ученых об этих плитах была в 1912 году. Сообщалось, что они находятся в Одесском археологическом музее. В 1944 году плиты были вывезены румынскими оккупантами, а в 1945 году возвращены на территорию Советской Украины. Но попали они не в Одессу, а почему-то в Херсон. Там и затерялись до поры до времени.
Плиты интересны тем, что способны скорректировать хронологию и представление об истории Белгород-Днестровской крепости, — рассказал одесский историк Андрей Красножон (на фото).
Коллекция представляет собой четыре плиты. Самая древняя, 1440 года. Надпись на ней — на тогдашнем официальном языке города, греческом. По ее тексту ясно, что город, носящий имя Аспрокастрон (первое упоминание аутентичного греческого названия), существовал как автономная единица Молдавского княжества. На это указывают упоминание о молдавском правителе Штефане ІІ как о друге, защитнике Аспрокастрона, великом жупана (Господаре) - и отсутствие молдавских гербов, что подтверждает автономность города. В этом же тексте упоминается и некий пан Федорко, за средства которого был отремонтирован участок крепостной стены.
Две плиты датируются: одна 1454-м годом (из башни №3), другая 1484-м (Килийские ворота). Надписи на них повествуют на старославянском языке (официальном языке деловодства Молдавского княжества) о сооружении господарями Александром ІІ и Штефаном чел Маре (Великим) башни и Килийских ворот. На этих плитах упоминаются паны Станчул и Лука, в которых историки подозревают гуситских (чешских) военных и мастеровых, приглашенных в Белый город. Плита из Килийских ворот уникальна тем, что на ней напрямую указывается год — 1484 "от Рождества Хрисова" в старославянской транслитерации, что не свойственно для документов эпохи Штефана Великого.
Четвертая плита датируется 1480 годом. Она находилась не в крепости, а в одной из православных церквей Аккермана.
Публикация фундаментальной статьи, основанной на годичном изучении уникальных плит, вызвала резонанс в научных кругах Румынии, России и Украины. Дальнейшее их исследование может привести к открытиям, связанным с причинами и участниками строительства Аккерманской крепости, — отметил А.Красножон в программе "Аккерманские исторические чтения".
Рупор Одессы