После окончания Ульяновского танкового училища в далеком 1982 году он служил в российских и украинских танковых войсках. Но в 1994-м Денис Смоляров (на фото) поменял военную форму на милицейскую. В звании старшего лейтенанта милиции до 1998 года ловил бандитов в Крыму. А с сентября 2010-го возглавил Генический райотдел милиции
- Денис Игоревич, почему вы ушли из милиции в 1998 году? Как сложилась потом ваша карьера?
- Я уволился из милиции по семейным обстоятельствам. Но «на свободе» был недолго: в 2000 году женился на красавице-киевлянке Наталье, восстановился в рядах милиции и начал работать в райотделах: сначала – в Печерском, позже – в Старокиевском, потом – в УБОПе Киева. Через 2 года я снова поселился на крымской земле, в Ялте. И под руководством нынешнего генерал-майора, а тогда еще полковника Валерия Литвина, который возглавлял милицию Ялты, стал начальником криминальной милиции по делам несовершеннолетних УВД Ялты. Позже возглавил линейный отдел Севастополя Приднепровской железной дороги. Работал там до сентября 2010 года, пока уже на то время начальник Херсонского облУМВД Валерий Литвин не пригласил меня на должность начальника Генического райотдела. Тогда я не догадывался, с чем мне придется столкнуться…
- Вы сменили практически весь личный состав райотдела. Назовите истинную причину кадровых «чисток».
- Необходимость назревала давно: коррупция в райотделе пустила глубокие корни на всех уровнях.
- Усложняли ли вам войну с наркобизнесом подчиненные?
- Усложняли и усложняют. Вот один печальный пример. Я прибыл в Геническ не один, а с коллегой с прежнего места работы Александ-ром – капитаном милиции. Он в Геническом райотделе стал моим заместителем по общественной безопасности и получил звание майора. Тогда мне казалось, что у меня в коллективе есть хотя бы один единомышленник, которому я верил как самому себе. Но он предал интересы службы и вместо того, чтобы убрать стихийные рынки с трассы, принялся их «крышевать». Потом начал выпивать и был «задокументирован» в пьяном виде на работе. Несмотря на нашу дружбу, он был уволен из милиции. Официально – за регулярное употребление спиртных напитков в рабочее время, а неофициально – еще и за коррупцию.
Если приезжий соблазнился «легкими» деньгами, то что говорить о местных милиционерах! Ни для кого не секрет, что в Геническом районе растет самая дорогостоящая в Украине конопля. До недавнего времени только ленивый не сажал ее в своем огороде: где 2 куста, где – 10, а где и целые плантации. Многие местные милиционеры «крышевали» этот очень легкий и прибыльный бизнес: они получали $ 100 за каждый скрытый куст. Вот и пришлось массово увольнять не только участковых и оперов, но и их начальников. Из «старых» руководителей остались только 2 заместителя: по кадрам и по следствию. Долго в райотделе не было начальника криминальной милиции. Хорошо, что Валерий Литвин в январе 2011 года прислал мне в помощь опытного и, главное, очень честного и неподкупного оперативника – майора Дмитрия Хому, который и возглавил весь криминальный блок райотдела. Вообще, за полтора года пришлось сменить 2 (!) состава обноновцев: сначала – сразу после моего назначения, а потом – летом 2011-го. И всё потому, что соблазн «срубить» больших и «легких» денег слишком велик. Увольнением я фактически спас их от тюрьмы. Сейчас начальник ОБНОНа в Геническом райотделе – из Крыма. Он ни с кем не связан никакими отношениями в этом районе. Ему никто не может сказать: «Да мы же с тобой в одном классе учились!» или «Ты же мне другом был!» Надеемся, что весной в райотделе у нас будет полный комплект надежных и честных обноновцев.
Когда я только начал здесь работать, мы буквально за пару недель выкосили более 500 кустов 5-метровой конопли. Фактически лишили их владельцев многотысячной прибыли: одно такое конопляное «деревце» стоило тогда от $ 1 до $ 1,5 тысячи. Но противостояние своих подчиненных в то время я ощущал, и довольно часто. Мы тоже показали, что не лыком шиты: создали в райотделе такую ситуацию, чтобы сотрудники не только не могли «крышевать» наркобизнес, но не имели даже возможности предупредить наркодилеров о том, что к ним едут милиционеры. Однако иногда бывало и так: я с участковым и парой сержантов выезжал по адресу, где, по оперативной информации, росла конопля. И хотя никто, кроме нас, не знал о том, куда мы поехали, кустов там мы уже не находили. Зато во дворе были свежевыкопанные ямки, капельное орошение вдоль них, следы волочения конопляных «деревьев», а по всему двору валялись их листья. Кто-то из местных милиционеров – естественно, за денежное вознаграждение – спасал наркодельцов от тюрьмы.
Есть и маленькая победа: наше отделение БЭП под руководством капитана милиции Игоря Деркача признали лучшим в области.
- Но наркомафию полностью не победили ни в одной стране. Как население Генического района отреагировало на «наркотеррор»? Сложно ли сегодня купить «косячок» в Геническе?
- Победить наркомафию в Украине пока не удается никому. Причина банальна. И в Геническе, и в любом другом районе или области наркоту выращивают только посредники, обеспечивающие защиту посевов от правоохранителей любыми способами. Весь доход от продажи «зелья» идет «наверх», так как рыба гниет с головы.
Зато мы достаточно сильно «закрутили гайки» любителям нарконаживы. Если раньше любой таксист, не прячась, мог продать всем желающим «косячок», и не один, то сегодня нам очень сложно делать даже оперативные закупки. По нашим данным, генические наркоманы покупают «ширку» в других областях, да и то не на продажу, а для собственных нужд. Но мы не расслабляемся – перекрываем и эти каналы. Кстати, все милиционеры вверенного мне райотдела и сейчас находятся «под прицелом» тайных спецпроверок.
- Вторая больная тема Генического района – 5 неузаконенных рыбных рынков и стихийная торговля на международной трассе. Что сделано в этом направлении за полтора года? Будет ли на всех рынках обеспечена цивилизованная и, главное, безопасная для покупателей продажа рыбы
и рыбопродуктов?
- На сегодня 5 действующих рынков Генического района соответствуют всем европейским стандартам: там есть боксы, рыба и рыбопродукты хранятся в холодильниках, кругом чистота, на окнах – жалюзи. В павильонах – цивилизованные туа-леты, вся необходимая сантехника, новые водосточные трубы. Все рынки имеют практически полный пакет необходимой документации, и под каждый из них совершенно законно отведена земля. Все продавцы торгуют абсолютно законно: у каждого из них – либо ЧП, либо договор с торговой организацией. Так что все налоги платят. Решается вопрос об установке ветлабораторий на каждом из рынков. После этого и у СЭС, и у других контролирующих инстанций не будет к ним никаких претензий. За эти 1,5 года в Геническом районе полностью уничтожена незаконная торговля на трассах, и мы этот вопрос постоянно контролируем.
- Есть результаты борьбы с браконьерами?
- Еще какие! Фактически все суда и суденышки в акватории Азовского моря зарегистрированы, имеют судовые билеты и разрешения на отлов рыбы. Но браконьеры, конечно, попадаются. Совсем недавно начальник отделения Арабатской Стрелки капитан милиции Александр Улисько с сотрудниками службы БЭП задержали в море катер с незаконно отловленной рыбой. Рыбу они изъяли, сети – тоже, всё вполне законно задокументировали. Но этот браконьер написал жалобы во все инстанции на всех уровнях власти, что генические милиционеры его жестоко пытали, держа голову под водой, пока он не начинал захлебываться. И эти, по его словам, пытки продолжались несколько часов. Проверяющих понаехало! Хорошо, что капитан Улисько всё от начала до конца снимал на камеру.
- Ходят слухи, что генической мафией руководит глава райгосадминистрации Сейтумер Ниметуллаев. Этот вопрос даже поднимали в Верховной Раде. А о «войне» мэра Геническа и главы рай-госадминистрации не говорит только ленивый. Хочется услышать ваше мнение об этом.
- Глава Генической райгосадминистрации – выходец из партийных работников Советского Союза. Он всю жизнь провел на руководящих постах. А начинал свою карьеру простым трактористом, учился. До этого поста много лет работал директором колхоза «Чонгар». Сейчас всем сельскохозяйственным комплексом в селе Чонгар успешно руководит его жена. Там же супруги Ниметуллаевы в свое время открыли рыбный рынок «Чонгар». Семье принадлежат еще отель и ресторан. Дети тоже занимаются бизнесом, причем не в Херсонской области. Вообще, Ниметуллаев – очень богатый человек. Мы проверяли все жалобы и анонимки по поводу того, что он занимается наркобизнесом. Даже вертолёт заказывали и облетали предполагаемые посевы конопли по местам, указанным в жалобах. К слову, не только мы там летали. Но фактов его причастности к наркобизнесу обнаружено не было.
Мэр Геническа – Александр Пинаев. И если Ниметуллаева выдвигала Партия регионов, то Пинаев – самовыдвиженец. К сожалению, между ни-ми – политическая война. Они пишут друг на друга обвинения в милицию. Но мы выстраиваем свои отношения с мэрией и райгосадминистрацией таким образом, чтобы не быть втянутыми в политические «разборки». Например, недавно по-ступило заявление о краже коллектора в Геническе. Факт подтвердился: коллектор по непонятным причинам уничтожили согласно распоряжению мэра Пинаева. Но правовую оценку этому факту будут давать в управлении БЭП области, куда мы передали все собранные материалы. Чтобы мэр Геническа не обвинил нас в том, что мы выполняем «заказ» главы райгосадминистрации.
- Есть победы в сфере борьбы с коррупцией?
- Недавно на горячем поймали председателя одного из сельсоветов. На суде прокуратура района вынесла протест об отстранении его от занимаемой должности. Мало того, что судом Генического района он был отпущен под подписку о невыезде, – еще и депутаты этого сельсовета приняли более чем странное решение. Они восстановили в должности коррупционера, который за взятки разбазаривал село. Фактически они одобрили его преступные действия. Почему? Очевидно, он делился взятками с ними.
- Недавно общественность области была возмущена вопиющим фактом: в Геническе по решению суда педофила отпустили под подписку о невыезде. Что вы можете рассказать по этому поводу?
- Этот педофил много лет подряд развращал детей. Самое печальное, что об этом знали все. Но он принадлежал к «касте неприкасаемых» района, потому что это очень богатый и влиятельный человек. И то, что нам удалось возбудить в отношении него уголовное дело, собрать доказательную базу да еще упечь за решетку хотя бы на пару недель, – уже большое достижение. Задержанный же, будучи в ИВС, кричал нам: «Я всё равно выйду на свободу! А вам это не сойдет с рук!» Но мы так или иначе добьемся своего: он сядет в тюрьму – и надолго. Жаль, что в Украине не применяют химическую кастрацию для педофилов, как в России.
Светлана РАДОМСКАЯ // Субботний Выпуск № 10 (538) 02.03.2012