Телеканал НТН, в частности, авторы проекта «Агенты влияния» и один из журналистов могут готовиться к судебным разбирательствам. Клевета, искажение фактов и применение незаконных «шпионских» способов работы – это лишь малая часть нарушений законодательства, за которые телевизионщиков могут привлечь к ответственности.
Ломаем жизнь в прямом эфире
Журналист телеканала в начале августа этого года подготовил сюжет в рамках указанного проекта, в котором речь шла об исправительной колонии №90, находящейся в Херсоне.
Видеосюжет в октябре вышел в эфир – и поставил под угрозу жизнь троих заключенных, запятнал честь одного из сотрудников ИК, беспочвенно опозорил на всю страну как колонию, так и все управление Государственной пенитенциарной службы Украины в Херсонской области.
Ниже вы можете ознакомиться с видеосюжетом.
Сегодня начальник облуправления ГПтСУ генерал-майор Владимир Пинькас сообщил о результатах проверок в ИК, вызванных сюжетом.
- В своем материале этот человек обвиняет руководство колонии в том, что там ведется тройная бухгалтерия, что конкретный сотрудник проносит в учреждение наркотики и алкоголь, что заключенные работают едва ли не как рабы, а начальство на них зарабатывает баснословные суммы. Прокуратура, естественно, не могла не отреагировать на такую информацию. Начались серьезные проверки, было проведено серьезное внутренне расследование, прокуратура возбудила уголовное дело по данным фактам. Но, по результатам всех проверок, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – ни один из указанных фактов не подтвердился, - сообщил генерал Пинькас.
Предыстория: месть за отказ в УДО превратилась в реальную проблему
Началось все с жалобы Генеральному прокурору от имени одного из осужденных. Мужчина, отбывавший наказание в ИК №90, подавал документы на условно-досрочное освобождение, но ему отказали. Осужденный сразу решил, что администрация «еще пожалеет», и придумал способ отомстить людям, которые не отпускали его на свободу.
«Он рассказал, что ему отказали в УДО, и что он устроит за это им большие проблемы. Сказал, что написал жалобу Генпрокурору. А потом предупредил, что на днях приедет журналист, и надо будет ему рассказать, как тут над нами издеваются. Я знал, что придется врать, но всего лишь хотел помочь ему получить УДО – ведь мы были друзьями, всегда помогали друг другу и в работе, и вообще. Так что я согласился. Но о том, что это все будет сниматься на камеру и потом выйдет в эфир, меня никто не предупреждал. Они же должны были спросить моего разрешения на сьемку, а никто ничего не говорил», - такое объяснение прокуратуре дал заключенный, чье лицо вы видите в сюжете.
Кстати, лицо главного инициатора на видео отсутствует – он просто использовал товарища, подставил его.
Был еще и третий действующий герой, но, к счастью, он отказался общаться с журналистом. Не согласился клеветать, хотя друг очень настойчиво предлагал рассказать прессе «правду» и помочь ему освободиться пораньше.
Скрытая сьемка и ложь на камеру за блок сигарет
Готовя свой «сенсационный» материал, журналист, по всей видимости, решил, что закон ему не указ. Свое отношение к пенитенциарной системе он показал сразу же – обманул пост, представившись родственником заключенного. О том, что он использует скрытую видеокамеру, корреспондент решил вообще умолчать: не сказал он об этом даже осужденным, у которых брал «комментарий».
Говорят, он даже «заплатил» заключенному блоком сигарет, но вряд ли это можно доказать.
- Я не могу понять, почему осужденные назвали именно меня. Когда начал выяснять, оказалось, они просто только мою фамилию и запомнили. Слышали, что есть такой опер, вот и назвали. А то, что у меня есть друзья, родные и близкие, которые увидели по телевизору, что обо мне говорят, они не учли. Я уже советовался с юристом, и буду готовить иск. Я не оставлю этого просто так, потому что надо отстоять свою честь и достоинство. Журналисты меня оклеветали, и понесут за это ответственность, - заявил сотрудник колонии, которого непосредственно обвинили в передаче осужденным запрещенных предметов.
Поддерживает пенитенциария и профсоюз облГПтСУ: коллектив полностью солидарен с ним, ведь запятнали не одного, оклеветали всю систему исправления наказаний.
А показали-то обманку. Ответят ли они за это?
Самое интересное, что в подборке видеоряда использованы кадры, отснятые отнюдь не в ИК №90. Хоздвор, территория колонии – все это снималось не в херсонской ИК.
Жалоба Генпрокурору, о которой говорилось выше, - не более чем анонимка, на документе нет ни единой подписи.
Рассказ, выпущенный в эфир телеканалом НТН, насквозь пропитан ложью. Но эта ложь поставила под угрозу не только репутацию пенитенциариев.
- В колонии сейчас ой как неспокойно. Заключенные – это отдельный коллектив, у них есть свой совет, и сейчас они очень интересуются, кто уполномочивал этих лиц говорить от имени всех. Они настроены слишком серьезно, потому что это действительно ложь. Я дал команду подчиненным, чтоб с головы осужденных не упал ни один волосок, поэтому они содержатся отдельно от остальных. Сколько это продлится, я не знаю, - говорит начальник ИК №90 Алексей Луговской.
Вывод прокуратуры один: ни одно обвинение, озвученное в видеосюжете, не подтвердилось. А значит, журналист просто оклеветал пенитенциариев. И, судя по всему, совсем скоро прокуратура займется уже самим журналистом. Думается, этому человеку не мешало бы напомнить о некоторых статьях нашего Уголовного Кодекса, а особенно – о вполне реальной ответственности за то, как легко он поломал жизни четырех людей.