В Херсонской области на трассе Железный Порт — Голая Пристань сотрудник СБУ насмерть сбил ехавшего на велосипеде мужчину. Несмотря на показания многочисленных свидетелей, он до сих пор не является подозреваемым и в любой момент может покинуть территорию Украины.
— Этого невменяемого водителя мы с мужем заметили издалека, — вспоминает 35-летняя жительница Херсона Валерия (имя изменено). — Он ехал на большой скорости, виляя из стороны в сторону. Его машина то заезжала на обочину, то выскакивала на встречную полосу… «Точно за рулем какой-то пьяный! — сказала я мужу. — Рядом с ним даже находиться страшно!» Обогнав его, мы хотели побыстрее уехать — от греха подальше, как говорится. «Только бы он велосипедиста не сбил», — муж кивнул на ехавшего у самой обочины человека. И уже в следующую секунду мы услышали звук удара.
«Я даже не сразу узнала в погибшем брата — настолько он был изувечен»
— В тот момент автомобиль с неадекватным водителем таки наехал на велосипед, — говорит супруг Валерии Игорь. — Я смотрел в зеркало заднего вида и видел, как это случилось: в очередной раз резко дернувшись в сторону обочины (хотя встречных автомобилей не было), машина наскочила на велосипед сзади. Раздался жуткий скрежет. От удара велосипедист взлетел в воздух и, пролетев несколько метров, упал на дорогу.
— Мы начали резко тормозить, — продолжает Валерия. — Как вдруг нас обогнала та самая машина, которая сбила велосипед. То есть водитель даже не думал останавливаться! Обогнав нас, он вроде бы сбросил скорость, но потом резко нажал на газ и умчался. Все было очень быстро — наверное, прошло несколько секунд. Мы с мужем подъехали к велосипедисту. Он лежал на асфальте в неестественной позе, весь в крови. «Похоже, он мертв», — сказал Игорь. Я начала вызывать милицию. Перед глазами все еще стояла жуткая сцена — как несущийся на большой скорости автомобиль, даже не пытаясь свернуть, наезжает прямо на велосипедиста. Более того, он как будто специально подобрался ближе к обочине, у края которой ехал этот бедняга.
— И хотя это была не иномарка, я сразу понял, что за рулем либо чиновник, либо мажор, — качает головой Игорь. — Кто еще сядет за руль в таком состоянии и будет гонять на скорости свыше ста километров в час? Обгоняя перед этим непредсказуемый автомобиль, я успел заметить за рулем мужчину лет тридцати. Он рассеянно смотрел по сторонам и смеялся. Был ли с ним в машине кто-то, рассмотреть не успел.
Ожидая «скорую», мы с женой думали, что можно сделать. Вдруг этот велосипедист еще жив? Но оказывать ему первую помощь не решались, боясь навредить. От велосипеда осталась груда металлолома. Некоторые запчасти до сих пор валяются на обочине… К сожалению, я не ошибся — пощупав мужчине пульс, врачи констатировали смерть. К тому времени на месте аварии уже было много людей, ведь ЧП произошло около полудня. «На дороге даже не осталось следа от тормозного пути, — возмущались в толпе. — Неужели этот негодяй действительно не пытался остановиться?»
— Пока мы давали показания сотрудникам милиции, на место аварии прибежали жители близлежащего села Чулаковка, — вспоминают очевидцы. — Погибшего мужчину никто не мог узнать, так сильно было разбито его лицо. Только потом кто-то крикнул: «Да это же Вова Панченко! С рыбалки, наверное, возвращался, бедняга». Из разговоров мы поняли, что у погибшего остались жена и трое детей. Узнав, кто погиб, односельчане бросились к его супруге. Но на полпути остановились: никто не знал, как сообщить вдове эту весть.
— Люди действительно не представляли, как сказать Ире об этом, — говорит сестра погибшего Людмила. — Да и не хотелось верить, что Володя погиб. Брата в селе очень любили, новость о его смерти стала для соседей настоящим потрясением. Даже я не сразу его узнала — настолько он был изувечен. В результате сильного удара Володе оторвало руку, полностью раздробило череп…
Возмущенные случившимся люди готовы были сами начать поиски водителя, сбившего Владимира Панченко. К счастью, очевидцы успели записать номер его автомобиля. Через несколько часов сотрудники милиции эту машину нашли — «Лада» молочного цвета с разбитым бампером стояла на… сельском кладбище. Водителя не было. Очевидно, поняв, что натворил, виновник аварии не придумал ничего лучше, чем сбежать.
«Папа, просыпайся! Тебе нужно пообедать — ты уже два дня не обедал»
Погибшему Владимиру Панченко было 49 лет. Экспертиза показала, что мужчина скончался от многочисленных переломов, разрыва внутренних органов и болевого шока. Владимир работал сварщиком. В день аварии он вернулся с работы и решил поехать на рыбалку.
— Для мужа это было самым лучшим отдыхом — несколько часов в одиночестве посидеть у озера, — вздыхает супруга погибшего Ирина. — К тому же наш младший сын, пятилетний Сережа, очень любил, когда папа приносил рыбу. Вот и сейчас, вернувшись с работы, Вова начал собираться на рыбалку. Я обычно ничего не имела против. Но когда муж уже взял удочку и открыл входную дверь, вдруг сказала: «Может, сегодня никуда не поедешь? Давай обойдемся без рыбы». Сама не понимаю, что на меня нашло. Был прекрасный солнечный день, я знала, что больше чем на два часа Вова не задержится. Но почему-то не захотелось его никуда отпускать. «Ир, что с тобой? — даже удивился муж. — Я всего лишь еду на рыбалку. Как обычно: туда и назад». «В самом деле, — одернула я себя, — пускай едет». Муж уехал, а я все равно не могла успокоиться. Чтобы хоть как-то отвлечься, пошла на огород.
Помню, то и дело посматривала на часы: не могла дождаться, когда уже пройдут два часа и Вова вернется. Мужа все не было. А потом пришел сын соседа, с которым мы практически не общались. «Знаешь, что с Володей? — помолчав несколько минут, спросил он. — Его машина сбила. Насмерть». Я вроде бы услышала эти слова, но смысла сказанного не поняла. Как это — насмерть? И даже если кого-то где-то сбили, причем здесь мой Вова? Во дворе дома уже ждала толпа односельчан. Все сочувственно на меня смотрели, некоторые плакали. Потом заплакал и пятилетний сынишка: «Мама, они говорят о нашем папе! Что с ним случилось?»
*Владимир Панченко и его супруга Ира прожили вместе 13 лет, их сыну Сереже пять лет. Владимир также помогал жене воспитывать двух ее детей от первого брака
— Скрывать от ребенка правду было бессмысленно, — качает головой Людмила. — Сережа мальчик смышленый, сам все понял. Первый день вроде бы держался, успокаивал маму. А увидев отца в гробу, закричал: «Папа, просыпайся! Тебе нужно пообедать — ты уже два дня не обедал. Разбудите кто-нибудь папу!» Смотреть на это было невозможно. Сережу и Иру напоили успокоительным. Ира старалась держаться, ни на шаг не отходила от детей и свекрови. Но маме Володи Анастасии Григорьевне не помогали никакие таблетки. Вова — ее единственный сын, она жила только ради него.
— Утешая ее, я говорила, что она должна жить ради внуков, — вспоминает Ира. — После похорон свекровь со мной согласилась, пообещала держаться. А через несколько дней умерла от сердечного приступа. В книге регистрации актов гражданского состояния в сельсовете так и записано: Вова — под номером 30, его мать — номер 31. За одну неделю я потеряла двух близких людей. Мы с Вовой прожили вместе тринадцать лет. Моих сыновей от первого брака он называл своими детьми, они звали его папой… Вова никогда много не зарабатывал, но, как только мы поженились, пообещал сделать так, чтобы ни я, ни дети ни в чем не нуждались. С тех пор мы были как за каменной стеной. Что будет теперь, не знаю. 15-летний сын после похорон заявил, что пойдет работать. Я не разрешила — Вова хотел, чтобы он получил образование. Ради детей я должна держаться. И ради мужа. Ребята уверены, что он наблюдает за нами с небес. Я раньше в такое не верила, но теперь сама это чувствую: Вова точно где-то рядом.
«Сейчас эсбэушник в курсе, что все его опознали»
Односельчане тем временем пытались узнать, кто же все-таки управлял найденной на кладбище «Ладой». Имя владельца автомобиля им ни о чем не говорило — этот человек был не местным. Тем более что, как выяснилось, за рулем находился не хозяин машины.
— В тот день машину вел его приятель, — объясняет сестра погибшего Людмила. — Это был тот самый мужчина лет тридцати, которого видели свидетели. Он оказался сотрудником СБУ. Честно говоря, мы этому даже не удивились. Сейчас большинство аварий происходит с участием правоохранителей или каких-то чиновников. Давать какие-либо объяснения он наотрез отказался. Впрочем, здесь и так все понятно. Свидетели, которые сразу его опознали, уверены, что он был нетрезв. Как иначе объяснить то, что автомобиль бросало из стороны в сторону? Но экспертизу, которая это подтвердила бы, никто не провел, ведь эсбэушник объявился не сразу.
— После того как водителя опознали свидетели, неожиданно появился его отец, — рассказывает адвокат семьи пострадавших Виталий Чухрай. — И заявил, что за рулем «Лады» якобы был он. Свидетели тут же это опровергли — проезжавшие мимо супруги хорошо запомнили водителя. Кстати, нашлись и люди, которые видели, как злополучный автомобиль приехал на кладбище.
— Они заметили, что в машине эсбэушник был не один, — говорит Людмила. — Двое молодых людей сидели сзади на пассажирском сиденье. Сейчас ни сотрудник СБУ, ни его отец вообще не дают комментариев. Не разговаривают даже с работниками милиции. Впрочем, это их личное дело. Мы были уверены, что после того, как водителя опознали свидетели, его арестуют. Но эсбэушнику… даже не объявили о подозрении. Уголовное производство по-прежнему открыто по факту аварии. Следователь сказал, что предъявлять подозрение рано — дескать, еще ничего не известно и ничего не доказано. Но куда тогда деть слова многочисленных свидетелей?
До тех пор пока водителю не объявят о подозрении, он может свободно покидать территорию страны. А ведь он уже сбежал с места аварии! Что, кстати, является отягчающим обстоятельством, ведь он не только сбил человека, но и оставил потерпевшего умирать на дороге. Сейчас эсбэушник знает, что все свидетели его опознали. Так что же ему мешает сесть на самолет и улететь за границу? Но в прокуратуре, где сейчас расследуют дело, сказали, что водителю смогут предъявить подозрение только после того, как будут проведены все необходимые экспертизы. Они же, как известно, могут длиться более полугода.
Между тем в военной прокуратуре «ФАКТЫ» заверили: расследование будет проведено объективно.
— Открыто уголовное производство по статье «Нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее за собой смерть пострадавшего», — сообщил «ФАКТАМ» прокурор Херсонской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в военной сфере Виталий Слободянюк. — Как было установлено, в автомобиле, который сбил велосипедиста и скрылся с места аварии, находились два человека — сотрудник СБУ и его отец. Во время осмотра автомобиля отец сотрудника СБУ заявил, что машиной управлял он. Однако есть объективные данные, подтверждающие, что за рулем был все-таки его сын. Сотруднику СБУ пока не предъявлено подозрение, поскольку сейчас проводятся необходимые экспертизы. Так как дело находится на контроле в Генеральной прокуратуре, мы будем делать все, чтобы экспертизы провели как можно быстрее.
При подготовке материала «ФАКТЫ» попытались связаться и с самим сотрудником СБУ. Но телефон мужчины был отключен.
*На обочине трассы, где произошла трагедия, до сих пор валяются детали от велосипеда и даже ботинок погибшего Владимира Панченко
Напомним, что это далеко не первое дело, в котором водитель, чью вину подтверждают свидетели и другие доказательства, не является подозреваемым. В сентябре нынешнего года «ФАКТЫ» рассказывали о ДТП в Киевской области с участием сотрудника «Кобры», насмерть сбившего двоих мотоциклистов. Несмотря на показания свидетелей, видевших, как бывший милиционер (потом выяснилось, что его уволили за день до аварии) пытался замести следы, после чего скрылся с места аварии, его не задержали. Более того, не сделали ни подозреваемым, ни свидетелем. По сей день фамилия этого человека в резонансном деле даже не фигурирует.
Екатерина КОПАНЕВА, «ФАКТЫ»