На прошлой неделе в Херсонской колонии умер заключенный 1983 г.р. Официальной причиной смерти стал целый «букет» тяжелых болезней: ВИЧ, гепатит С и туберкулез обоих легких и кишечника.
Сегодня же общественники утверждают, что у больного шанс выжить был. Но – суд отобрал этот шанс.
По словам матери заключенного, на момент задержания он болел только туберкулезом. ВИЧ-инфекция и гепатит С появились у него уже в колонии, пишет издание «Херсонская правда».
Эти болезни были обнаружены при обследовании в конце 2012 года, когда состояние здоровья осужденного ухудшилось. Возможностей для его лечения в колонии не было, поэтому в апреле 2013 администрация колонии обратилась в Суворовский районный суд г. Херсона с представлением о досрочном освобождении по болезни.
В Государственной пенитенциарной службе в Херсонской области сообщают, что материалы больного были направлены в суд 15 апреля. Отказ датирован 26 апреля, причем суд объяснил решение тем, что заключенный «не стал на путь исправления».
Уже 8 мая это решение было обжаловано в Апелляционном суде области, но 25 июня отказали и там.
Региональный представитель Правительственного Уполномоченного по правам человека в Херсоне Наталья Козаренко утверждает, что подобная практика отказов в досрочном освобождении больных – проблема не Херсонщины, а всей страны.
- Мне родственники этого человека документы передали 15го июля, а 16го – уже зафиксировали смерть больного. Мы не успели ничего сделать, по сути. Но сейчас мы вместе с другими правозащитными организациями готовим обращение в Европейский суд, хотим поднять этот вопрос на общенациональном уровне. Нужно работать с судами, с изменениями в законодательстве. Возможно, и с пенитенциарной службой, чтоб они более подробно выписывали документы, дабы заставить судей проникнуться судьбой осужденных, - подчеркивает Козаренко.
Ситуация с освобождением тяжело больных в областном управлении ГПтСУ действительно заставляет желать лучшего. Так, за 6 месяцев текущего года специальными медкомиссиями по рассмотрению материалов тяжелобольных осужденных было рассмотрено 80 дел, из которых в суд подано 69 дел. При рассмотрении этих дел в судах 24 больных освобождены, а 37 лицам – отказано в освобождении.
- Кого обвинять в смерти тех, кому суд отказал в освобождении? Не секрет, что в колониях нет условий для лечения таких тяжелобольных, но ведь судьи не разрешают им хотя бы последние дни жизни провести дома, в окружении родных людей, - говорит Наталья Козаренко.
К сожалению, пенитенциарии и общественники сейчас вряд ли могут повлиять на решение этой проблемы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об освобождении от отбывания наказания осужденных, которые заболели тяжелой болезнью» четко прописано:
«Решая вопрос об освобождении от отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, кроме лиц, которые заболели хронической душевной болезнью, суд должен исходить не только из заключения врачебной комиссии, но и учитывать тяжесть совершенного преступления, поведение осужденного во время отбывания наказания, отношение к труду, степень его исправления, не уклонялся ли он от назначенного лечения, а также другие обстоятельства».
Возможно, единственным путем решить вопрос и вправду является обсуждение проблемы на общегосударственном, а то и европейском уровне. Но ведь наши суды – самые гуманные суды в мире. Повлияет ли на них мнение «широкой общественности»? Примеров обратного в Украине слишком много…