В Херсоне легализовали подпольную торговлю молоком и мясом, но для покупателей она безопаснее не стала.
Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Именно эта крылатая фраза как нельзя лучше подходит к описанию очередной попытки властей Херсона одним росчерком пера раз и навсегда упорядочить стихийную торговлю продуктами, которая десятилетиями ведется «с земли» неподалеку от вполне официально работающих рынков. Еще 20 декабря 2011 года исполком горсовета своим решением № 559 постановил вместо наиболее оживленных мест стихийной торговли на улицах Бучмы и Мира, проспекте Димитрова, Привокзальной площади «для предотвращения дефицита социально значимых продовольственных товаров» организовать «постоянно действующие ярмарки». Обычно такие ярмарки организуют для того, чтобы сельские производители могли реализовать там свою продукцию горожанам без посреднических накруток за нормально обустроенными прилавками, с соблюдением определенных санитарных норм. Однако в случае с новым «детищем» мэрии областного центра эксперты из контролирующих служб так и не поняли, чем оно отличается от стихийного базара, если не считать сбора оплаты за торговые места с выдачей чеков из кассовых аппаратов.
Крысиный рай
Из докладной главного специалиста управления ветеринарной медицины Елены Кичей в горсовет Херсона от 26 ноября 2012 года о порядках на постоянных ярмарках: «Разрешительные документы на деятельность, связанную с реализацией сырья и продукции животного и растительного происхождения, на торговых городках отсутствуют. Сделать из стихийных рынков полноценные агропродовольственные рынки не представляется возможным, так как они не будут отвечать ветеринарно-санитарным требованиям к рынкам. Территории мест стихийной торговли не огорожены, не проведено их зонирование. Централизованное водоснабжение и канализация отсутствуют. Не предъявлены договора с соответствующими службами на осуществление дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и вывоз мусора, отсутствуют запасы дезинфекционных средств. Во всех торговых городках нет соответствующих условий для реализации мяса, молока и молочной продукции — отсутствуют павильоны.
При проведении сбора информации установлено, что сырье и продукция животного и растительного происхождения реализуется без наличия сопроводительных ветеринарных документов, маркировки, без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы — отсутствуют лаборатории ветсанэкспертизы. Реализация сырья и продукции проводится с торговых мест, киосков в антисанитарных условиях, в отдельных случаях с земли. Торгующие почти не имеют соответствующего полного комплекта спецодежды, личных медицинских книжек. Но при этом предоставляются торговые места… с выдачей фискальных чеков на оплату рыночного сбора и услуг рынков» (конец цитаты).
Впрочем, для понимания того, что «постоянная ярмарка» по-херсонски от стихийного рынка отличается только наличием прилавков и сбором платы за пользование, достаточно пройтись хотя бы по торговым рядам на Привокзальной площади. Тут рядом могут торговать яйцами и молоком, свежим мясом и беляшами неизвестного качества. Шансов подхватить любую инфекцию, вплоть до ботулизма и сальмонеллеза с трихинеллезом, — уйма. Крестьян за прилавками — единицы, а кого из продавцов не спросишь, откуда товар, услышишь ответ: «Я не знаю, его хозяин закупает». При этом под ногами торгующих и покупателей шныряют бродячие животные — от собак и кошек до крыс.
Странная конкуренция
Странно, что подобного безобразия в упор не видят ни санитарные службы, ни те же муниципальные власти. Уже упоминавшимся решением Херсонского горисполкома № 559 обеспечение деятельности «постоянных ярмарок» возлагалось на городское управление потребительского рынка и сферы услуг, а ответственность за выполнение решения — на его начальника Николая Кайгородова. Однако в управлении потребительского рынка чиновники ситуацию с ярмарками предпочитают не комментировать, переадресовывая журналистов «к начальству». А начальства-то и нет: господин Кайгородов (кстати, третий по счету начальник управления потребительского рынка и сферы услуг за последний год) уволился по собственному желанию, а его преемника еще не назначили.
А вот руководители легально работающих рынков считают, что подобные ярмарки наносят их предприятиям прямые убытки из-за оттока торгующих на площадки, где расходы на организацию торговли значительно меньше. Так, директор крупнейшего в Херсоне Центрального рынка Нураддин Юсифов говорит: «У нас до 3 тысяч торговых мест, однако их заполнение упало до 60%. Недобор средств за услуги рынка превышает 100 тысяч гривен в год. А значит, для местного и государственного бюджетов это и недобор налогов». Специалисты Днепровского рынка Херсона также подсчитали, что за день здесь продают 8—10 свиных туш, а на улице по соседству, где организована «постоянная ярмарка» — 30—40, да еще и с грубейшими нарушениями санитарных норм. При этом в специализированном павильоне рынка ежедневно пустуют как минимум три десятка торговых мест. Администрация рынка написала заявление о творящемся безобразии в горисполком, милицию, прокуратуру. Правоохранители провели рейд, уличные коммерсанты разбежались, а через пару часов появились вновь. Не изменилось практически ничего — разве что «ярмарочные» коммерсанты теперь раскладывают мясо не прямо на тротуаре поверх газетки либо клеенки, а в деревянных будках.
Конечно, для развития конкурентной среды ярмарки в придачу к рынкам не помешали бы. Но странная какая-то получается конкуренция: рынки вкладывают немалые средства в создание лабораторий, строительство санузлов и павильонов, уплату налогов. А тут появляется «коллега», которому достаточно выставить на асфальте прилавки, назваться «постоянной ярмаркой» — и греби себе деньги лопатой. В чьих интересах такое рыночное соперничество — Бог весть, но в Херсоне упорно поговаривают, что ярмарки «крышует» некий депутат горсовета, ранее подвизавшийся в индустрии развлечений (ночные клубы со стриптизом и залами для организации азартных игр). Снимать «урожай» с «золотоносного» асфальта, конечно, выгодно, и у нас этому научились давно — взять хотя бы платные уличные парковки, которые без паркоматов работать не должны, и все же преспокойно работают. Вот только с цивилизованной торговлей и защитой прав рядовых потребителей такая практика не имеет ровным счетом ничего общего. И очень жаль, что власти в угоду чьим-то бизнес-интересам ничего не спешат в ней менять.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Новый День"