В Херсоне снова кипят страсти по Генплану, который в ближайшее время подлежит утверждению. 20 июня в большом зале горисполкома по новой схеме с указкой «у доски» ликбез провели директор департамента градостроительства и землепользования Олег Белоглазов и исполняющая обязанности главного архитектора Херсона Ирина Долженко.
Чиновники наконец раскрыли кое-какие карты, пригласив журналистов, депутатов и архитекторов поучаствовать в обсуждении.
Схему проекта представили после доработки. Наверняка такому решению организатора мероприятия – временной градоначальницы Зои Бережной – способствовало письмо небезразличных херсонцев, недавно направленное в Генпрокуратуру с призывом «восстановить законность и не допустить нарушения интересов государства и жителей Херсона». Ведь схема проекта Генплана, который мэрия хотела «пропихнуть» практически без обсуждения ещё в апреле 2013-го, отражала интересы отнюдь не большинства горожан.
Так что же нового ожидает херсонцев после утверждения этого документа?
«Малыш» растет не по годам
Начнем, пожалуй, с того, что Херсону предстоит «великое расширение». В состав областного центра частично войдут земли соседских поссоветов – уже получены согласования Степановского и Зеленовского. Благодаря этому площадь города с 6,5 тысячи гектаров вырастет почти в 2 раза (до 12 тысяч). И это при том, что, по данным разработчика Генплана, численность населения на херсонских просторах ежегодно будет снижаться: если сегодня горожан 308 тысяч, то к 2030 году останется всего 300 тысяч.
Примечательно, что по новой схеме сразу видно: защитники зеленых насаждений в Херсоне боролись не зря – больное место, парк «Дубки» у автовокзала, на новом документе позеленело. Напомним, в апреле мэрия планировала отдать его под застройку фирме «Амстор» и «раскрасила» желтым.
Изменились перспективы и Малого Потемкинского острова – его тоже пока оставят девственной «кислородной фабрикой», хотя в предыдущем варианте Генплана собирались застроить.
А вот относительно левого берега предложения общественности учли только частично: его таки оторвали у природы и обещают застроить, только не увеселительными и торговыми заведениями, а базами отдыха. Эта информация нарушила штиль в зале горисполкома. У некоторых присутствовавших возникли вполне резонные вопросы: «Где и как на противоположном берегу Днепра будут размещать очистные сооружения? Каким образом туда подведут газ?» Оказалось, ответов на эти вопросы у управления архитектуры города пока нет, так что чиновникам будет над чем подумать.
Проектом нового Генплана также учтены территории под застройку жилыми многоэтажными домами - между поселком Текстильным и Таврическим микрорайоном, поблизости этой зоны выделено 5 тысяч участков и под строительство частных домов.
Ещё одно больное место города – полигон твердых бытовых отходов – также отметился на повестке дня. Ему на схеме отвели место на территории нынешнего Камышанского поссовета. Как уверил Олег Белоглазов, при планировании были учтены все нормативы, так что жителям Шуменского микрорайона, по мнению чиновника, не стоит опасаться «ароматов» – от свалки до городской черты как минимум километр. Хотя что такое километр – для мухи и бездомной собаки раз плюнуть.
Спросите, что будут видеть пассажиры авиарейсов, прилетающие в Херсонский аэропорт? Сюрприз! Скорее всего, кресты нового городского «погоста» – на территории вблизи аэропорта вскоре появится кладбище.
Где фабрики, где заводы?
На встрече снова обсудили и судьбу Херсонского морского порта, который запланировали перенести в Стеблиевский лиман. По этому поводу «перешел в наступление» представитель морпорта, депутат горсовета Валерий Тернавский: «Сразу видно, что проект не проработан с отраслевым институтом. В лимане глубина 1,5 метра, а для того, чтоб построить там порт, нужно метров 10 минимум. Во-первых, это огромные средства, во-вторых, неизвестно, как после такого углубления поведут себя емкости на Нефтегавани и микрорайон «Корабел». Я бы предложил убрать это из проекта – вот лучше пляж городской восстановить». Эту тему выступавшему предложили продолжить вскоре на общественных слушаниях. По мнению депутата, морпорту позарез необходим ещё и контейнерный терминал на левом берегу, между I и II затонами. Тогда и мощности порта значительно увеличатся, и грузы в город попадать не будут – их хотят сразу отправлять железной дорогой, которая вырастет на левобережье.
На новом проекте Генплана поменял свое предназначение и участок, отведенный ранее под скандально известный портовый терминал около поселка Антоновка – теперь там предполагают отдать место под частную застройку. К слову, лоббисты «темы» терминала находятся и ныне.
В горисполкоме также решили, что теперь в случае необходимости можно будет беспрепятственно изменить целевое назначение земель под «упокоившимся» ХБК и «Электромашзаводом», что на Ушакова, если он перестанет работать или экспертиза покажет превышение выбросов. Правда, представитель «Электромаша» очень расстроился из-за подобного «покушения» со стороны г-на Белоглазова и принялся угрожать: «Мы будем подавать в суд! У нас жесткие люди, мы приведем их тысячи!»
По большому счету эти несколько пунктов – всё, чем порадует херсонская промышленность в ближайший десяток лет. Не смог удержаться от комментария в прошлом главный архитектор Херсона Вячеслав Громыхин:
Совсем нет предложений, за счет чего город будет существовать. А ведь это тоже задача Генплана. Где люди будут работать? Какие задачи Генплан решает – непонятно. Наверное, кому-то нужны участки, вот их и нарисовали и думали, пройдет под шумок. Художники...
В ближайшем будущем в управлении архитектуры обдумают, где в Херсоне расположится новый троллейбусный парк (мэрия обещала со временем увеличить количество линий «рогатого» транспорта) и ещё одна станция скорой помощи (напомним, их будет две – экстренная и неотложная). Теперь проект Генплана обсудят все депутатские комиссии. Предложить что-нибудь дельное есть возможность и у горожан – для этого нужно обратиться в горисполком.
Елена Сорокина, газета «Гривна», № 27 (964)