"Подвиги барона Мюнхгаузен и Херсонщина
История жизни Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (того самого Мюнхгаузена, который придумал и подарил миру 32-ое мая) связана с Херсонщиной и, шире, с югом Украины.
Именно здесь барон Мюнхгаузен совершал свои знаменитые подвиги: вытаскивал себя за волосы из болота, летал на ядре и делал другое такое же славное и в том же духе.
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен прожил 77 лет, из них 17 - в Российской империи при двух императрицах и одном императоре.
Но несколько лет в херсонских степях обессмертили его имя.
И, мне кажется, что барон заслужил на небольшую скульптурную фигурку в
том же нашем парке "Херсонская крепость" и серию значков "Мюнхгаузен и
Херсон".
А также конкурсы "Полетай на ядре как Мюнхгаузен" или на
рекорд Украины "Самое массовое вытаскивание за волосы себя из болота"
на День нашего любимого города. Не только же единственную баржу с
арбузами по Днепру гонять.
По ссылке - радиопередача о жизни барона и его "херсонских" подвигах мэтра херсонского туристического краеведения Евгения Масленка", - сообщил Белый.
Справка. Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхга?узен (нем. Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von M?nchhausen, 11 мая 1720, Боденвердер — 22 февраля 1797, там же) — немецкий фрайхерр (барон), ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен принадлежал к древнему нижнесаксонскому роду Мюнхгаузенов. Был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году (по другим данным — в 1733 году) 15-летний Мюнхгаузен поступил пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II.
Служба в России
В 1737 году уехал в Россию в качестве пажа к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. В 1738 году участвовал с герцогом в турецкой кампании. В 1739 году (по другим данным — в 1737 году) поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был герцог. В начале 1741 года, немедленно после свержения Бирона и назначения Анны Леопольдовны правительницей, а герцога Антона Ульриха — генералиссимусом, получил чин поручика и командование лейб-кампанией (первой, элитной ротой полка).
Произошедший в том же году елизаветинский переворот, свергнувший брауншвейгскую фамилию, прервал обещавшую быть блестящей карьеру: несмотря на репутацию образцового офицера, Мюнхгаузен получил очередной чин (ротмистра) только в 1750 году, после многочисленных прошений. В 1744 году он командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.
Жизнь в Боденвердере
С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен жил в Боденвердере, общаясь по
преимуществу с соседями, которым рассказывал поразительные истории о
своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы
обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и
увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи»; другим
излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы
«Король Пруссии» в соседнем Гёттингене. Один из слушателей Мюнхгаузена так описывал его рассказы:
Последние годы
Последние годы Мюнхгаузена были омрачены семейными неурядицами. В 1790 году умерла его жена Якобина. Спустя четыре года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал, считая отцом писаря Хюдена. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена сбежала за границу. Это подорвало силы Мюнхгаузена, и вскоре после этого он умер в бедности от апоплексического удара. Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «Их откусил на охоте белый медведь».