В Украине с 1 января 2013 года начал действовать закон о поддержке судостроительной отрасли. Парламент еще в начале сентября прошлого года принял закон № 5209-VI «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Эксперимент будет проходить с 1 января 2013года до 1 января 2023 года. Впрочем, реально документ еще не работает. За полгода власти так и не удосужились подготовить все необходимые законодательные инициативы, чтобы оживить данный документ. Как рассказали «Дню» источника в Кабмине, в настоящий момент обсуждается возможность проведения производственного заседания судостроителей, банкиров, всех министров, премьер-министра и первого вице-премьера, на котором будут обсуждаться проблемы, мешающие запустить данный закон. Дата проведения пока что не известна. Станет ли закон об экономическом эксперименте вторым спасительным шансом для судостроительной отрасли? «День» спросил у экспертов и судостроителей.
Напомним, что закон об эксперименте предусматривает внедрение модели инновационного развития в судостроительной отрасли. Речь идет о восстановлении конкурентоспособности продукции отечественного судостроения, увеличении объемов выпуска высокотехнологических судов и военных кораблей, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций, снижении расходов на строительство судов и пополнении оборотных средств судостроительных предприятий и обеспечении экономических интересов государства в наращивании объемов производства этих предприятий. Законом определенн ряд стимулов для реанимации работы судостроительных и судоремонтных предприятий, которые призваны возродить развитие науки и образования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках. Стимулы касаются усовершенствования законодательства (налогового, таможенного, трудового, пенсионного), предоставления государственных гарантий по иностранным кредитам, удешевления банковских кредитов путем частичной компенсации ставки займа, предоставления льгот по уплате налогов и сборов и/или установления специальных режимов налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом, освобождения от уплаты НДС и от пошлины на товары критического импорта, увеличения госзаказов и тому подобное.
«Судостроение производит наукоемкую, технически сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Украина имеет серьезные традиции, которые подтверждаются тем, что в советское время именно на верфях Николаева, Керчи, Феодосии, Херсона строилось 70% всего грузового флота. К сожалению, за 21 год независимости Украина так и не сформировала программу действий для развития морского хозяйства», — рассказывает историю становления отрасли президент УСПП Анатолий Кинах. Правда, в начале 2000 года был принят закон о государственной поддержке судостроения и о создании специальной экономической территории Николаева. Однако эти начинания завершились ничем, потому что в 2005 году их отменили — и отрасль снова замерла. «В настоящий момент судостроение находится в глубоком системном кризисе», — говорит он, потому что доля его в структуре промышленного производства за все эти годы уменьшилась с 5% до менее 1%. Судостроение в мире развивают с помощью частного партнерства и особых условий инвестирования, говорят эксперты. Длительный цикл проектирования и строительства кораблей требует особых подходов в налогообложении (особенно что касается налога на добавленную стоимость) и таможенной регуляции, потому что в структуре конечного продукта доля критического импорта очень велика. Кроме того, важны и доступные долгосрочные кредиты — минимум на 2—3 года, а с учетом того, что нынешние ставки достигают 30%, нужно думать о 3—5 годах, рассказывает о проблемах отрасли Кинах.
Второй шанс на реанимацию отрасль получила после того, как глава государства летом посетил Херсон. «До тех пор пока подход к судостроению не стал творческим, мы имели проблемы в этой отрасли. Проходимцы уничтожали предприятия и издевались над людьми. Сейчас пришли новые хозяева и ситуация изменилась, предприятия заработали... Мы применили известную в мире систему государственно предпринимательского партнерства, где каждый берет на себя обязательство и выполняет их. И мы получили результаты», — резюмировал тогда Президент Украины Виктор Янукович. Невзирая на эти творческие подходы успехи отрасли не оптимистичные. Поэтому Янукович пообещал государственную поддержку, чтобы украинские судостроительные предприятия осваивали новые технологии. Обещание нашло выражение в государственной программе по строительству кораблей класса «корвет» и в принятии вышеупомянутого закона об эксперименте.
«Я очень хотел бы, чтобы судостроение не «легло» вообще. Главная задача данного закона — оживить предприятия судостроения, потому что там вообще одни проблемы», — рассказывает «Дню» автор закона, народный депутат Владимир Наконечный.
Закон с помощью специальной регуляции создает стимулы для развития судостроения (плюс проектирование) и ремонта, рассказывает «Дню» первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. Впрочем, продолжает он, сегодня еще не приняты постановления правительства, которые бы полностью ввели этот действительно революционный документ для отрасли. «Есть поручение премьера (о подготовке соответствующих решений для запуска предусмотренных в законе механизмов. — Авт.), но оно фактически не выполнено, потому закон не действует. Единственное исключение — пункт относительно уплаты налога на землю. Но оно и так было до принятия данного закона. Новых импульсов для восстановления судостроения и судоремонта реально пока что нет, они еще остались на бумаге», — рассказывает об успехах введения спасительного для отрасли закона Лисицкий.
По мнению первого вице-президента «Укрсудпром», откладывать закон в долгий ящик нельзя. Хотя формально сохранены все предприятия судостроения, но в среднем мощности судостроения загружены на 15%. Это исходит из того, говорит он, что на заводах работает только 10—15% рабочих от того количества, которое было на начало 90-х. В целом в Украине, добавляет он, на судостроительных заводах работает около 20 тысяч человек. Если государство обратит внимание на отрасль, то получит значительный экономический эффект, убежден Лисицкий. «Ведь одно рабочее место в судостроении создает до 5 новых рабочих мест в других смежных отраслях», — объясняет он.
Данный закон поможет завершить государственную программу строительства кораблей типа «корвет», которые сегодня сооружает «Черноморский судостроительный завод», дополняет его Кинах. «Это последняя наша надежда и возможность сохранить и обеспечить новые благоприятные условия для развития кораблестроения», — подводит итоги он. По его прогнозам, эффект от действия закона экономика может ощутить через 2—3 года. «Мгновенного экономического скачка не будет, но удельный вес наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре ВВП постепенно будет повышаться. Сегодня, например, доля машиностроения в структуре ВВП составляет 14%, а благодаря развитию судостроения и кораблестроения она увеличится как минимум до 25—30%. Это реальные показатели», — суммирует он.
По словам Наконечного, запуск экономического эксперимента увеличит загруженность более 800 предприятий в Украине. «Представьте, если они запустятся по полной, то какой со временем будет экономический эффект», — говорит он. Он также надеется, что развитию отрасли помогло бы появление департамента по развитию судостроения. Но это возможно, продолжает он, лишь в случае если создадут министерство промышленности.
По мнению Лисицкого, следует ввести предусмотренные законом стимулы и специальную регуляцию отрасли. Потом рассказать об этих стимулах потенциальным потребителям. И именно здесь, подчеркивает он, нужно расставить правильные акценты. «Ведущие судоходные компании привыкли, что 40% новостроев сдает Южная Корея, еще приблизительно по 30% — Япония и Китай. То есть на рынке работает три судостроительных гиганта. Поэтому достучаться на мировой рынок сложно. Невзирая на это шансы получить новые договоры на заказы у Украины есть», — убежден он, потому что мировой морской торговый флот растет безумными темпами и кризис там не заметен. «Прежде всего на украинские верфи, прогнозирует он, — должны прийти россияне и на принципах межгосударственных договоренностей создать украино-российский морехозяйственный комплекс на образец черноморского пароходства. На этой основе нужно развернуть программу восстановления флотов на Черном море. У россиян торговый флот старый и большой — более тысячи судов. Поэтому есть что ремонтировать и строить заново». По его подсчетам, за пять лет в Украине можно построить судов на 5—7 миллиардов долларов.
Но потенциальные партнеры не ограничиваются россиянами. По словам Наконечного, уже сегодня норвежские компании заказывают торговые суда в Николаеве. Так что покупатели уже есть. А мощный опыт Украины в судостроении поможет привлечь и других покупателей.
Наталья БИЛОУСОВА, «День»