Вряд ли повернется у кого-нибудь язык заявить о том, что Херсон – средних размеров областной центр на юге Украины – это индустриальный мегаполис. Для наблюдателя стороннего, пожалуй, представляется этот город тихим и скромным прибежищем мелких и средних торговцев и прочих «комнатных» предпринимателей, а основные сферы, более-менее развивающиеся здесь – это туризм и увеселения (что и понятно, учитывая благодатный климат и наличие живописных речных и морских территорий).
И это мнение совершенно оправданно – если, конечно, говорить о дне нынешнем. Но история Херсона всего лишь двадцатилетней давности убеждает нас совсем в других раскладах. Нет – естественно, и в советские времена нельзя было бы сравнивать этот город с крупными промышленными городами-миллионниками, но в те годы в Херсоне благополучно функционировал целый ряд предприятий, которыми гордилась бы даже столица.
Между тем, «выжить» в суровые девяностые годы прошлого века и в лихолетье двухтысячных удалось лишь единицам. Да и выжившие, откровенно говоря, лишь производят впечатление реально работающих. Ниже на конкретных примерах мы попытаемся рассмотреть хронику расцвета и падения некогда знаменитых херсонских заводов и фабрик.
Судозавод
Херсон, как известно, был основан только потому, что Российской империи времен Екатерины Второй нужен был выход к Черному морю и нужны были для этого корабли. Строить их начали именно в Херсоне, где были организованы верфи. Первый корабль, «Слава Екатерины», сошел с херсонских стапелей в 1783 году, став – на секундочку! – самым первым кораблем Российского Черноморского флота.
Само собой, реноме города корабелов Херсон стремился поддерживать и в последующие эпохи. Так в разгар послевоенного восстановления народного хозяйства, в 1951 году, и возник на берегах Днепра крупнейший судостроительный и судоремонтный гигант – Херсонское судостроительное производственное объединение, или просто судозавод. Длительное время ХСПО оставалось флагманом не только украинского, но и советского судостроения, регулярно пополняя флот Союза сухогрузами, танкерами и ледоколами.
В 70-80-е годы прошлого века на предприятии работало на различных специальностях до двадцати восьми тысяч человек. С развалом СССР судьба завода стала незавидной: заказы почти сошли на нет, объемы производства упали, тысячи работников, не желая прозябать на нищенскую зарплату, ушли на рынки торговать куртками и джинсами, значительная часть производственных корпусов была заброшена, оборудование и прочие ценности потихоньку разворовывались.
Определенные сдвиги к лучшему наметились лищь в 2005 году, когда на судозавод положил глаз российский олигарх Вадим Новинский. благодаря экстренным финансовым вливаниям и исполнительности нового директора Василия Федина предприятие оживилось и даже стало не просто заниматься ремонтом, но и, как и прежде, строить суда (пусть и не те гиганты, что лет тридцать-сорок назад). Как бы то ни было, это кратковременное, локальное оживление трудно назвать полноценным восстановлением спящего гиганта к трудовой жизни.
ХБК
Практически идентична невеселая история еще одного индустриального «монстра» Херсонщины советских лет – хлопчатобумажного комбината (или ХБК).
Предприятие было построено в пятидесятые годы прошлого века и по объемам производства быстро выбилось в лидирующую тройку аналогичных предприятий по Европе. За десять дней работы Херсонский ХБК выпускал продукции вдвое больше, чем все предприятия текстильной промышлености на территории Украины в дореволюционный период за год.
Работало на нем более двадцати тысяч человек – присовокупив к ним работников судозавода, обнаружим, что почти весь Херсон держался на этих двух титанах промышленности. Ведь мы молчим еще о том, как на средства этих предприятияй создавалась инфраструктура города: вырастали целые микрорайоны, с многоэтажными жилыми домами, школами, больницами, кинотеатрами.
История ХБК после распада Советского Союза и вовсе печальна: фактически, сегодня он прекратил свое существование, так как имеет специфическую зависимость за счет поставок сырья из стран Средней Азии, которое во времена независимости стало накладным из-за высоких таможенных пошлин.
Неоднократно предприятие переходило из рук в руки, меняло форму собственности, неоднократно из разных властных уст звучали слова о грядущем возрождении ХБК, но на деле умирающую громадину год за годом «очищали» многочисленные воры и аферисты.
Апофеозом падения херсонского ХБК стало основание в 2011 году в одном из его корпусов торгово-развлекательного центра «Фабрика», который, пожалуй, может служить разве что жутковатой пародией на прежнее славное промышленное предприятие.
Нефтезавод
Детище сталинской индустриализации, Херсонский нефтеперерабатывающий завод появился на свет в 1938 году как крекинг-завод. Планомерно разрастаясь, в 70-е годы прошлого века ХНПЗ стал третьим по мощности нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Завод вырабатывал ежегодно 8,6 миллионов тонн нефти, а продукция экспортировалась более чем в двадцать стран мира.
Для сравнения – сегодня, после всех печальных пертурбаций в течение последних двадцати лет (о которых уже лишний раз говорить было бы дурным тоном), завод способен выпускать всего лишь… до 90 тысяч тонн нефти в месяц.
В наше время ХНПЗ стоит – его производственные мощности законсервированы, а по огромным территориям гуляет ветер. Тем не менее, как это ни странно, именно это предприятие имеет наиболее вероятные шансы на счастливое возрождение. О нем – то бишь о возрождении – беспрерывно говорят все предыдущие губернаторы Херсонщины, начиная с Александра Вербицкого и заканчивая нынешним, Николаем Костяком. И вот сейчас появился шанс, что разговоры эти не канут в лету.
Как и можно было предположить, потенциальное спасение исходит от очередного олигарха. Дмитрий Фирташ, владелец Group DF, ведет переговоры о приобретении херсонского предприятия у группы «Континнум» (владелец – Игорь Еремеев).
Для того, чтобы только реконструировать производственные объекты, предприниматель намерен вложить около 2,5 миллиардов долларов. При этом предполагается, что будут браться кредиты в банках. Дмитрий Фирташ утверждает, что после реконструкции завод будет выпускать около 4,5 миллионов тонн нефти в год (почти половину объемов самых «ударных» лет ХНПЗ), а поставки будут производиться на внутренний рынок.
Эти три предприятия – практически, три кита, на которых вполне вольготно могла бы строиться вся экономика Херсона и области. Если, конечно, предположить, что заводы «доведены до ума» и возвратили себе хотя бы половину прежних производственных мощностей. И тогда, безусловно, город мог бы рассчитывать на самое настоящее светлое будущее. Дело, что называется, за малым…
Григорий Носенко, “Провокация”